Подвижные игры как одно из средств лечебной физкультуры занимают особое место в комплексной реабилитации ребенка.
К особенностям применения подвижных игр в детском возрасте относятся:
- эмоциональная насыщенность, на фоне которой значительно возрастают функциональные резервные возможности организма, а «рассеянная» мышечная нагрузка предупреждает утомление;
- специфика этого вида детской деятельности.
Требования к играм, используемым в реабилитации детей:
- обязательное регулирование физической нагрузки – в соответствии с двигательным режимом ребенка;
- возможность управления физиологическими сдвигами, изменяя эмоциональную насыщенность;
- закрепление выработанных двигательных навыков;
- реализация поставленных лечебных задач;
соответствие игры возрасту ребенка.
Предложены различные классификации подвижных игр. Наиболее распространенной является классификация по уровню общей физической нагрузки (по М.И. Фонареву). Различают игры малой, средней и большой подвижности.
Игры малой подвижности. Проводятся на месте, в и. п. сидя, лежа, стоя; в них включаются элементарные, знакомые упражнения.
Игры средней подвижности. Применяются самостоятельно или в конце основной части занятия ЛГ. Преобладающие исходные положения – стоя и в ходьбе. В данных играх прыжки ограниченны, бег не используется (только перебежки).
Игры большой подвижности. Используются на поликлиническом этапе реабилитации. Такие игры включают бег, прыжки. Чаще проводятся в виде эстафет. Интенсивность физической нагрузки – средняя или выше средней.
В основу классификации Н.Н. Кильпио положено деление игр по преобладающему основному движению: беговые игры, игры с прыжками, лазанием, метанием, ходьбой.
Подвижные игры различают также по организации двигательной активности: игры с правилами (сюжетные и несюжетные), игры со спортивными элементами (баскетбол, волейбол и т.д.).
В.Л. Страковская предложила классификацию игр по психофизической нагрузке, где выделяются четыре группы:
I группа – игры с незначительной нагрузкой. Используются на постельном или в начале полупостельного двигательного режима. И.п. – сидя; амплитуда движений небольшая; работают мелкие и средние мышечные группы. Продолжительность – 5-8 мин. Способ проведения игр – индивидуальный или малогрупповой.
II группа – игры с умеренной нагрузкой. Используются на полупостельном (палатном) двигательном режиме. И.п. – сидя, стоя, в ходьбе. Продолжительность – 10-20 мин. Способ проведения игр – малогрупповой. Может присутствовать элемент соревнования в точности, слаженности движений.
III группа – игры с тонизирующей нагрузкой. Используются на свободном двигательном режиме. И.п. – стоя и в ходьбе. Включаются дозированный бег, бег на короткие дистанции. Продолжительность – 20-30 мин. В одно занятие включается несколько подвижных игр, игр-эстафет. Амплитуда движений средняя, но возможна и большая. Способы проведения игр – малогрупповой и групповой.
IV группа – игры с тренирующей нагрузкой. Используются в период стойкой ремиссии. И.п. – стоя и в ходьбе. Двигательная активность соответствует тренировочному режиму санаторного этапа реабилитации. Включаются бег с ускорением, бег на выносливость. Игры этой группы предъявляют повышенные требования к дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной системам ребенка.
Определение группы игр осуществляется на основе показателей функциональных проб с дозированной физической нагрузкой.
О.В. Козырева предлагает использовать соревновательные, кооперативные и несоревновательные игры. В основу данной классификации заложены виды игровой деятельности, связанные с наличием или отсутствием соперничества – как индивидуального, так и группового.
В последние годы получают распространение Спартианские игры для различных категорий детей: ослабленных, больных, инвалидов. Одной из важнейших особенностей Спартианских игр является гармоничное сочетание в них спортивных соревнований с творческими, художественными, танцевальными заданиями. Каждый ребенок может проявить свои способности в доступном виде деятельности. Главный девиз Спартианских игр: «Победи самого себя!» В этих играх учитываются личные и командные достижения детей. Сюжетная канва игр увлекает детей (особенно дошкольников) в разнообразные путешествия по различным видам спорта, сказкам, странам и т.д.