Орфографические нормы

Раздел 1. ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Занятие 1.2. Культура письменной речи: орфографические нормы.

Практическая часть

Орфографические нормы

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание, выделите орфограмму (чередование гласных в корне слова / проверяемые гласные/согласные).

А) Проблемное изл…жение, соч…тание факторов; нар…стание психологической напряженности; прекл…няться перед педагогическим мастерством; новая отр…сль; р…весник века; претв…рить в жизнь; оп…раться на сл…жившиеся традиции; выб…раемые старосты; ур…внять условия; возр…стные кризисы; откл…няющееся поведение; предлаг…емые меры; бл…стательное решение; к…снуться проблемы.

Б) Пот…рпеть ж…стокое пор…жение; од…ржать победу; точная хр…нология; ни…шие слои; укр…пить позиции; ус…ление влияния; расш…рение функций; т…желые после…ствия; разв…вающее обучение; усв…ение и сохр…нение знаний; подр…стковый возр…ст; сод…ржательная позн…вательная активность личности; органы опеки и поп…чительства.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы (непроверяемые гласные/согласные).

Р…глам…нтировать отношения; ид…ол…гическая сфера; крупная к…рп…рация; ид…нтификация личности; с…циальная структура; об…спечивать единство; сп…собствовать к…нс…лидации; спр…в…цировать конфликтную с…туацию; к…нтролировать деятельность; д…м…графическая к…т…строфа; по ин…ц…ативе М…н…стерства образования; стр…тиф…кация общества; д…в…антное поведение; р…презентативная выборка; ответ р…спондента; ст…р…отипное восприятие; процесс урб…низации, ц…в…лизованный мир; п…дагогический эксп…р…мент; проведение м…н…торинга; акс…ологическая ор…ентация образования; персп…ктивы развития образовательной системы; мет…дологические ор…ентиры; а….торитет педагога; акс…ома; алг…ритмическое мышление; Болонская д…кларация; вал…ологические к…мп…тенции; педагогическая герм…невтика; д…л…гирование полномочий; д…ф…цит общения; д…дактическая д…агностика; д…верс…фикация профессионального образования; диск…мфортное состояние; всеобщая д…кларация прав человека; здоровьесоз…дающая п…дагогическая направленность; инд…видуальная образовательная тра…ктория; инд…катор настроения; инт…нциональное объяснение; инфр…структура образования; инст…туциональная сфера; к…нвенция о правах ребенка; прийти к к…нсенсусу; корп...ративная культура; кр…ативность мышления; л…цензирование образовательных учреждений; м…дернизация образования; мон…торинг педагогических нововведений; мульт…медийные технологии; социальный патр…наж; м…тивация обучения; опт…мальный вариант; патр…отическое воспитание; период…зация психического развития; нег…тивизм; проп…девтический курс; сем…нарское занятие; юв…нальная юстиция; ярмарка в…кансий; реабил…тационные меры; адм…нистрация школы; высококвал…фицированные работники; к…мпоненты процесса обучения; рац…ональные способы запоминания.

Задание 3. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы (непроизносимые согласные).

Ярос...ное сопротивление; кос...ные взгляды, гиган...ский размах; искус...ная работа; корыс...ные цели; мес…ные органы власти; че...ствовать юбиляра; уча...ствовать в конфликте; чу…ствовать зависимость; я...ственно ощущать; ше...ствовать над детским домом; ше...ствовать по улице; вкус…ные я...ства; словес...ный портрет; межличнос…ные отношения; целос...ное представление; влас...ный характер; отразить опас…ность; уча…ствовать в мероприятиях в окрес…ностях села; постоянное сопер…ничество; опас…ный метод; ма…штабный проект; сочу…ствовать пострадавшим; извес…ный педагог; мес…ные традиции; час…ная собственность; предше…ствующий период; компетентнос…ный подход; конкурент…оспособность; контекс…ное обучение; личнос…ный рост; заслуживающее внимания новше…ство; Федеральное аген…ство по науке и инновациям.

Задание 4. Вставьте пропущенную букву (З-/С- и удвоенные согласные).

Рас...читать силы; произвести необходимые рас...четы; состояние бе...помощности; действовать и...подтишка; чере...чур смелое заявление; собственное мировоз...рение; бес...четное множество; ра...крыть внутренний потенциал; бе...церемонное поведение; бли...стоящее...дание; чре...вычайная ситуация; бе...принципное решение; ра…слоение населения; зарубежные ис…ледователи; ап…ел…ировать к авторитетному мнению; дис…кус…ионный вопрос; противоборствующие груп…ировки; противостоять агрес…ии; тер…иториальные изменения; социальная диф…еренциация; процес… интеграции; высокая мис…ия; тер…ористический акт; пример вандал…изма; бал…отироваться на пост губернатора; реф…ерентная груп…а; продолжать дискус…ию; питать ил…юзии; интел…ектуальная элита; советская интел…игенция; ир…ациональное поведение; эпоха клас…ицизма и ренес…анса; кол…екция рус…кого ис…кус…тва; колос…альный прогрес…; всемирный конгрес…; оф…ициальный запрос; привил…егирован…ый клас…; реакция мировой прес…ы; проявление гум…анизма; гнусное мошен…ичество; регрес…ивное развитие; рас…овая дис…криминация; сум…а факторов; нигил…истический подход; серьёзная пол…емика; экологическая проблем…а; советский прол…етариат; трудовой им…игрант; политическая эм…играция; социальная ас…им…иляция; вал…идность данных; тол…ерантность мышления; гум…анистическая психология; ин…овационное развитие проф…ес…иональная деятельность; неком…ерческая организация; альтернативные програм…ы; агрес…ивное поведение; аксел…ерация школьников; амбивал…ентность чувств; апроб…ация; ис…ледовательский ап…арат; ат…естация персонала; состояние аф…екта; государствен…ая ак…редитация образовательного учреждения; им…анентный характер; кристал…изован…ый интел…ект; ис…ледовательская рефлекс…ия; ин…ициатива; кол…ективный труд; ком…ис…ия по делам несовершен…олетних; ком…унарское движение; ком…уникацион…ые технологии; невербальная ком…уникация; очевидная компил…яция; компьютерная грам…отность; социально-медико-психолого-педагогический конс…ил…иум; кор…екцион…ый клас…; коэф…ициент интел…екта; ко…рдинацион…ые способности; моральная дил…ем…а; неформальная груп…ировка; оптимизация процес…а получения знаний; поведенческая тер…апия; повышение квал…иф…икации; проф…илактическая деятельность; проблем…ное обучение; эф…ективная методика; ас…оциативная связь.

Задание 5. Вставьте припущенные буквы (правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-).

Пр…рвать переговоры; пр…украсить события; пр…одолеть пр…пятствия; пр…урочить к годовщине; российский пр…зидент; соблюдать пр…личия; пр…нимать пр…сягу; пр…умножить доходы; серьезные пр…тязания; непр…хотливый нрав; беспр…кословное подчинение; отзываться пр…н…брежительно; пр…оритетные направления развития; пр…верженец реформ; пр…стиж государства; абсолютная пр…рогатива; долгое пр…пирательство; пр…мерный план действий; пр…амбула выступления; пр…внести изменения; достойный пр…емник; пр…дставитель администрации; пр…общение к сокровищам мировой культуры; пр…в…легированное положение; пр…влечь на свою сторону; пр…рвать традицию; пр…близительно равные возможности; пр…восходящие силы; пр…обрести реальную независимость; в пр…обладающей степени; пр…доставить пр…вилегии; получить пр…имущества; подобный пр…ц…дент; пр…тендовать на должность; пр…спосабливаться к обстоятельствам; пр…влекать население; государственные пр…образования; пр…верженцы ценностно-смыслового похода; пр…обрести сторонников; неожиданное пр…дательство; пр…мирить стороны; детская беспр…зорность; пр…зентация проекта; пр…менение на практике; пр…нудительные меры; единый и непр…рывный процесс; пр…оритетный национальный проект «Образование»; пр…мирение в семье; пр…подавание дисциплин; пр…обретение и закрепление знаний; уровень пр…тязаний личности; пр…своение опыта старших поколений; благопр…ятные условия; функции культуропр…емственности; пр…образование педагогической деятельности.

Задание 6. Слитно/раздельно/через дефис?

Проблемно(личностный) подход в социально(педагогической) деятельности, психолого(педагогическая) коррекция, психологически (отклоняющееся) поведение, социально(ориентированная) деятельность, социально(педагогическая) поддержка, медико(социальная) помощь, научно(художественный) педагогический замысел, оздоровительно(адаптивное) физическое воспитание, опытно(поисковая) работа, организационно(деятельностная) игра, педагог(психолог), личностно(ориентированное) обучение, словесно(логическое), наглядно(действенное) и наглядно(образное) мышление, опытно(экспериментальная) площадка, критериально(диагностический) инструментарий, возрастно(психологическое) консультирование, гуманно(личностная) педагогика, учебно(методический) комплекс, аффективно(эмоциональное) восприятие, художественно(эстетический) профиль, учебно(воспитательные) учреждения, научно(практическая) деятельность, административно(правовая) база, анатомо(физиологические) знания, слабо(видящие) и слабо(слышащие) дети, культурно(исторические) ценности, сурдо(педагогика), (этно)политическое образование, опыт педагогов(новаторов), материально(техническое) обеспечение, социально(экономическое) развитие, специально(организованный) педагогический процесс, социально(личностная) ориентация современного образования, психолого(педагогическая) реабилитация, информационно(консультативные) службы для детей(инвалидов), социально(бытовые) условия, практико(ориентированные) проекты, общественно(педагогическая) деятельность, исторически(сложившийся) психологический склад мышления, (государственно)правовая сфера, (поли)этничное объединение, (крупно)масштабные реформы образования.

Задание 7. Закончите пословицы, подчеркните окончания гла­голов.

1.Мягко стел...т, да...

2.Правда глаза...

3.Не узна…шь горя, не …. и радости.

4.Как душа черна, мылом её не …

5.С ним каши не …

6.Пожале…шь копейку – рублем …

7.За двумя зайцами погон...ш...ся —...

8.Одной рукой узла не...

9.Чем больше име…шь – тем больше …

10.Не тот друг, кто медом маж…т, а тот, кто правду …

11.Время – не деньги: … – не найдешь.

12.Поживём – …

13.Его туда калачом не …

14. Из песни слова не …

15.Пустая мельница и без ветру …

16.Из него слово клещами не…

17.Слово не воробей: …

18.Не говори гоп, пока не…

19.Без углов дом не стро…тся, без пословицы речь не …

Задание 8. Вставьте пропущенные Н или НН.

Подлин…ый смысл педагогических понятий; асинхрон…ая коммуникацион…ая среда; дистанцион…ые обучающие технологии; дифференцирован…ое обучение; информацион…ая безопасность; психическая напряжен…ость; пространствен…о-образное мышление; гражданская ответствен…ость; потенциальная одарен…ость; наследствен…ая обусловлен…ость; эволюцион..ое учение; подчинен…ая роль; окрестности опустошен…ы; завоеван…ые позиции; перечислен…ые факты; повышен…ая социальная защита; обществен…ая жизнь; ослаблен…ый организм; конфликты постоян…ы; характерная особен…ость дан…ого периода; ярко выражен…ая психологическая направлен…ость; естествен….ые привилегии; объединен…ые усилия; введен…ые должности; отечествен…ая педагогика вынужден…а считаться с мировым опытом; ускорен…ое развитие; дети педагогически запущен…ы; корен…ым образом изменить ситуацию; юн…ые реципиенты; един…ая реформа; образован…ые люди; предан…ость профессии; собствен…ое видение; воспоминания современ…иков; бескорыстные тружен…ики; следствен…ая комиссия; отчаян…ое положение; времен…ые трудности; ожесточен…ый настрой; единствен…ый выход; метод включён…ого наблюдения; обществен…ое мнение; социальные цен…ости; пенсион…ый фонд; закреплен…ые льготы.

Задание 9. Разделите на три группы данные словосочетания: 1) краткие причастия; 2) краткие прилагательные; 3) наречия. Вставьте недостающие буквы н и нн.

Поздравления искре...и; дорога пусты...а; смотреть потеря...о; озеро взволнова...о ветром; население испуга...о взрывом; мест­ность ограниче…а горами; овощи выраще...ы на грядках; гости жела...ы; манеры героя изыска...ы; стремления этих людей возвыше...ы; он учится посредстве...о; туристы очарова...ы пейзажем; пропасть бездо...а; девушка образова…а; объяснять пута...о; погода ветре...а; смотреть испуга...о; гоголевская Коробочка ограниче…а.

Задание 10. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Различайте написание созвучных производных предлогов и существительных с предлогами.

(в)течени... года; (в)течени... Кубани; (в)течени... нескольких часов; (в)течени... всего учебного года; (в)продолжени... резолюции; (в)продолжени... этой темы; (в)следстви... эскалации конфликта; (в)следстви... по делу; (в)следстви… непогоды; имейте (в)виду следующее; узнать (на)счёт контракта; переве…ти деньги (на)счёт фирмы; (в)виду болезни; (не)смотря на пр…вилегии; (в)отличи… от сестры; (не)взирая на ливень; (в)силу привычки; узнал об этом (в)последстви…, (в)связи с обстоятельствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: