Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«А создали Мы небеса, и землю и то, что между ними, не ради забавы: Мы создали (небеса и землю) только ради истины [16], но большинство их [17] не знает.»
(Дым, 38-39)
«А создали Мы небо, и землю и то, что между ними, не понапрасну: думают так (лишь) те, кто не уверовал»
(Сад, 27)
«И создал Аллах небеса и землю ради истины [18] и чтобы воздалось каждому человеку за то, что он совершил, и не будут они обижены.»
(Коленопреклонённые, 22)
Аллах Всевышний также сказал:
«Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонились Мне.»
(Рассеивающие, 56)
Вопрос 3. Что означает слово "раб'(абд)?
Ответ. Если подразумевать под "рабом" порабощённого, иными словами, подчинённого и покорённого, то в этом смысле название "раб" применимо к любым сотворённым существам, обитающим в высших или низших мирах, будь то нечто обладающее разумом или лишённое его, влажное или сухое, пребывающее в движении или в покое, явное или скрытое, будь то верующий или неверный, праведный или нечестивый, и так далее. Всё это принадлежит Аллаху Всемогущему и Великому, подвластно Ему, подчинено Ему и управляется Им, и всё вышеупомянутое следует тому, что ему предписано, всё имеет свой предел, которого оно достигнет, и свой срок, которого оно не продлит ни на миг
|
|
«таково предопределение Всемогущего, Знающего»
(Йасин, 38)
и таковы результаты управленияСправедливого, Мудрого.
Если же под словом раб (абд) подразумевается поклоняющийся (Габид), любящий и проявляющий покорность, тогда это касается только верующих, являющихся теми Его рабами, которые были почтены Им, и близкими к Нему богобоязненными созданиями, которым нечего бояться и которые не будут печалиться[19].
Вопрос 4. Что такое поклонение? Когда то или иное дело становится поклонением?
Ответ. Поклонением называются все те явные и тайные слова и дела, которые любит Аллах и которые угодны Ему, с одной стороны и непричастность ко всему несовместимому с такими словами и делами и противоположному им, с другой.
Дело становится поклонением тогда, когда совершенными в этом деле становятся две вещи: любовь и покорность.
Аллах Всевышний сказал:
«... но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее.»
(Корова, 165.)
Аллах Всевышний также сказал:
«Поистине, те, которые страшатся Господа своего, опасаясь (Его кары)...»
(Верующие, 57
И Аллах Всевышний объединил между собой первое и второе, сказав:
«Поистине, они спешили творить благое, взывали к Нам (побуждаемые) желанием и страхом [20], и проявляли смирение пред Нами.»
(Пророки,90)
Вопрос 5. Что является признаком любви раба к его Всемогущему и Великому Господу?
|
|
Ответ. Признаком этого служит любовь раба к тому, что любит Аллах Всевышний, и его ненависть к тому, что вызывает Его гнев. Кроме того, признаком такой любви является то, что раб выполняет веления Аллаха, избегает запрещённого Им и проявляет дружеское расположение к тем, кто близок к Нему. Вот почему любовь и ненависть ради Аллаха надёжнее всего иного соединяют человека с верой, на что указывает содержание благородного хадиса, приводимого в "Муснаде" имама Ахмада и передаваемого со слов аль-Бара бин 'Азиба, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:
"Крепче всего связывает (человека) с верой любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха».
Ахмад и ат-Та6арани.