Регионального развития

Лекция)

Программы

План:

1. Стратегическое планирование регионального развития

2. Принципы разработки и реализации региональных программ

Планирование и программирование регионального развития используются для концентрации сил и средств для реализации выбранных стратегических приоритетов регионального развития. Применяются в тех случаях, когда обычные методы и инструменты рыночной экономики и ее государственного регулирования не способны решить актуальные региональные проблемы.

Государственные программы развития регионов применяются в разных странах как интенсивное средство региональной политики. Из опыта Север­ной Америки, Европы, Австралии (см. подраздел 7.5.1) следует, что объектами таких программ являются проблемные регионы разного типа: наиболее отсталые, экономически неосвоенные, депрессивные и т.д.

В современной России с ее разнообразием проблемных территорий (см. гл. 6) имеются широкие возможности для регионального программирования.

1. Стратегическое планирование РР

Особую роль в государственном регулировании регионального развития играют:

· стратегия регионального развития;

· экономическое планирование регионального развития;

· региональное программирование.

В современной научной и управленческой среде термин «стратегия регионального развития» понимается в широком и узком значении. В узком значении – это долгосрочный прогноз социально-экономического развития региона или группы регионов. В широком значении стратегия регионального развития» включает не только прогноз развития, но и планы, программы и т.д., осуществление которых необходимо для достижения целей и основных показателей прогноза.

(Прогноз развития региона - обоснованное предположение о будущем развитии региона,)

(Далее термин «стратегия регионального развития» мы будем понимать в широком его значении.)

4.

Разработка стратегии развития региона на уровне субъекта Федерации представляет собой сложную и ответственную задачу. Общий метод должен складываться из обязательного выполнения приведенных ниже процедур.

I. Оценки и анализа внешних факторов: региональной политики, проводимой федеральным центром; состояния национальной экономики, финансов; стабильности политической обстановки.

II. Изучения внутреннего ресурсного потенциала и ограничений, возможностей привлечения дефицитных ресурсов извне.

III. Изучения ранее разработанных проектов, имеющих прямое отношение к региону, в первую очередь, действующих федеральных целевых программ.

IV. Анализа и согласования противоречий в стратегических интересах субъектов региональной экономики.

V. Выбора стратегии комплексного развития, включающей в себя определение основных целей и приоритетов на основе баланса противоречий субъектов региональной экономики, средств и методов их достижения.

VI. Составления сценариев развития и этапов реализации стратегии.

На научно обоснованной стратегии развития базируется экономическое планирование и экономическое программирование. Теоретически эти процессы можно разделять с большой долей условности, так как и экономическое планирование и программирование представляют собой составные части стратегии.

Экономическое планирование - это процесс создания моделинамечаемого состояния региональной социально-экономической системы в будущем параллельно с установлением методов, способов и сроков достижения данного состояния.

Региональное программирование - один из важнейших инструментов реализации государственных социально-экономических планов развития регионов. Региональные программы разрабатываются по приоритетным направлениям социально-экономического развития региона для достижения намеченных стратегических целей в регионального развития

Было выше (и используются в тех случаях, когда обычные методы и инструменты рыночной экономики не способны решить актуальные региональные проблемы).

Особую роль в государственном регулировании регионального развития играют целевые программы.

Федеральная целевая программа регионального развития - взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий, направленных на решение проблем развития региона Российской Федерации и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.

Федеральные целевые программы регионального развития разрабатываются на основании решений Правительства РФ, а региональные программы – решений администраций субъектов Федерации.

Нормативно-правовые документы предусматривают, что федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов могут финансироваться за счет

Ø федерального бюджета,

Ø бюджетов субъектов Российской Федерации,

Ø внебюджетных источников.

Вместе с тем до последнего времени отсутствует правовой механизм, регламентирующий порядок участия органов государственной власти различных уровней, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на уровне их подготовки.

Непременным условием должно быть то, чтобы программа разрабатывалась на основе имеющейся стратегии регионального развития.

Необходимо отметить, что за все годы реформ практически ни одна из региональных целевых программ не была профинансирована полностью. Так, в период 1993-2000 гг. принятые федеральные социально-экономические программы развития северных регионов были профинансированы на 20-25%, причем из федерального бюджета - на 7-10. В результате было отменено подавляющее большинство федеральных целевых программ.

Государственные целевые программы широко использовались в СССР в практике управления, нашли широкое применение за рубежом (Япония, США, Франция).

Индикативное планирование.

В условиях многоукладной экономики и рыночных отношений государственное регулирование регионального развития не может быть осуществлено директивными методами. Здесь наиболее подходит индикативное планирование, которое является типичным инструментом в современной рыночной экономике. Оно стало основным инструментом конкретного наполнения и реализации стратегических планов. Научные основы индикативного планирования были разработаны еще в 20-е годы XX века, однако в России на федеральном уровне они не нашли практического применения. В странах, применяющих эту форму планирования, разработанные проекты индикативных планов, рассматриваются и утверждаются правительством. Представляется, что использование такого подхода могло бы усилить позитивное влияние индикативных планов на социально-экономическое развитие России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: