На совершаемые потребителями покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка. В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка. Но их обязательно следует принимать в расчет.(рис.2)
Рис.2. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение
ФАКТОРЫ КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ
Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя оказывают факторы культурного уровня.
Культура – основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Любая культура включает в себя и более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными (религиозные группы, расовые группы).
Социальное положение. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые можно определить следующим образом:
Общественные классы – сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения (три класса: высший, средний, низший).
|
|
Общественным классам присуще несколько характеристик:
ü лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково;
ü в зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе;
ü общественный класс определяется на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и тому подобных характеристик;
ü индивиды могут переходить как в более высокий, так и более низкий класс.
Для каждого общественного класса характерны свои предпочтения в одежде, хозяйственных принадлежностях, в проведении досуга, в марках автомобилей.