Возраст и этап жизненного цикла семьи

На решениях покупателя сказываются и его личностные характеристики. С возрастом происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг. Характер потребления зависит и от этапа жизненного цикла семьи. Существует девять этапов этого цикла:

1. Этап холостой жизни (молодые неженатые люди, живущие отдельно от родителей; эти покупатели являются лидерами моды, настроены на активный отдых);

2. Молодожены без детей (для них характерна интенсивность покупок; питанию уделяют должное внимание, но все-таки пытаются на нем экономить; в основном являются покупателями недвижимости и путевок на отдых);

3. Полное гнездо ”, первая стадия: младшему ребенку менее 6 лет (данная категория покупателей заинтересована в новых товарах, любят рекламируемые товары, являются постоянными покупателями разного рода продуктов питания, хорошо покупают детское питание; оборотный капитал невелик, данные покупатели недовольны своим финансовым положением);

4. Полное гнездо ”, вторая стадия: младшему ребенку 6 или более лет (на данную категорию покупателей реклама оказывает меньшее влияние, также являются покупателями разнообразных продуктов питания; финансовое положение улучшилось; некоторые жены работают);

5. Полное гнездо ”, третья стадия: пожилые супруги с детьми, находящимися на их попечении (для данного этапа характерна высокая средняя интенсивность покупок товаров длительного пользования; реклама оказывает очень слабое влияние; в продуктах питания себе не отказывают и покупают более дорогие продукты; финансовое положение стало еще лучше; работает большее число жен; некоторые дети устраиваются на работу);

6. Пустое гнездо ”, первая стадия: пожилые супруги, дети которых живут отдельно, глава семьи работает (эта категория покупателей в основном не интересуется новыми товарами; также покупают более дорогие продукты питания, но уже в меньших количествах; большинство довольно своим финансовым положением);

7. Пустое гнездо ”, вторая стадия: пожилые супруги, дети которых живут отдельно, глава семьи на пенсии (в основном являются покупателями медицинских товаров, способствующих укреплению здоровья, сна и пищеварения; для них характерно резкое сокращение доходов; предпочитают более дешевые продукты питания);

8. Вдовствующее лицо работает (доход еще довольно высок; мало интересуется продуктами питания, предпочитает дешевые продукты);

9. Вдовствующее лицо на пенсии (нуждаются в медицинском обслуживании и тех же товарах, что и прочие группы пенсионеров; покупают только основные продукты).

Род занятий. Определенное влияние на выбор приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Например, рабочий покупает себе рабочую одежду, рабочую обувь, президент фирмы – дорогие костюмы. Рабочий пользуется более дешевыми видами транспорта, президент фирмы путешествует самолетом, вступает в члены привилегированных клубов и т.п. Нужно выделить по роду занятий группы, члены которых проявляют повышенный интерес к товарам и услугам фирмы. Можно специализироваться на производстве товаров для конкретной профессиональной группы.

Экономическое положение. Экономическое положение индивида в огромной мере сказывается на его товарном выборе. Оно определяется размерами расходной части доходов, его сбережениями, кредитоспособностью. Предлагая товар, сбыт которых зависит от уровня доходов потребителей, нужно следить за тенденциями перемен в сфере доходов, сбережений и процентных ставок. Если экономические показатели говорят о спаде, необходимо изменить товар, его позиционирование и цену, сократить объемы производства и запасы.

Образ жизни – устоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие свое выражение в его деятельности, интересах и убеждениях.

Тип личности – совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду.

Категории, определяющие тип личности: уверенность, влиятельность, независимость, непостоянство, почтительность, властолюбие, общительность, настороженность, привязанность, агрессивность, выдержанность, стремление к успеху, любовь к порядку, приспособляемость. Знание типа личности полезно при анализе потребительского поведения, когда существует определенная взаимосвязь между типами личностей и выбором товара.[1, стр.156,158]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: