Изменение относительных цен, как нам известно, приводит к изменению наклона бюджетной линии (линии ab, ac, ad рис.)
Для каждой новой бюджетной линии мы можем найти соответствующие кривые безразличия, которые будут соприкасаться с бюджетными линиями в точках A1, A2, A3, соединив эти точки, мы получим кривую “цена - потребление”, каждая точка которой показывает оптимальное соотношение двух товаров, приобретаемых домохозяйством, когда меняются относительные цены товаров, а доход домохозяйства остаётся неизменным.
Чтобы, используя кривые безразличия построить кривую спроса домохозяйства на какой-то товар, положим картофель, в условиях многообразия товаров на рынке, необходимо применять этот же метод, пологая, что цена картофеля меняется, а цены на все остальные товары остаются постоянными.
На рис.6 приведена карта кривых безразличия: точки любой кривой IC показывают соотношение количества картофеля и остальных товаров; поскольку позволяют приобрести все остальные товары, то на оси Y отложены величины цен, дающие одинаковое удовлетворение потребностей домохозяйства.
|
|
Когда цена на картофель уменьшается, а цены на остальные товары остаются неизменными, то угол наклона бюджетной линии уменьшается (прямые ab, ac, ad).
Точки A, B, C, D, E – точки касания бюджетных линий с соответствующими кривыми безразличия. Соединив эти точки, мы и получим кривую спроса семьи на картофель.
Альтернативные сочетания единиц одежды и продуктов питания, дающие одинаковое удовлетворение домохозяйству (семье).
Рассматриваемая комбинация | Одежда Единицы (С) | Продукты питания Единицы (F) |
a b c d e |
Изучая спрос, мы должны учитывать не только то, что они могут купить, но и что они - потребители желают приобрести.
Располагая фиксированным доходом (600 руб.) семья может распределять деньги между одеждой и продуктами питания так, как они сами захотят это сделать. Желание приобрести то или иное количество товара отражают предпочтения покупателя, которые можно исследовать с помощью кривых безразличия.
Рассмотрим для примера семью и зададим супругам следующий вопрос:
- удовлетворило бы ваши потребности приобретение 10 единиц одежды и 5 единиц продуктов питания? Пусть ответ будет положительным. (Поскольку нас интересуют желания семьи, то мы не ограничиваем их выбор бюджетом семьи).
Поинтересуемся, а какое другое сочетание этих товаров дало бы им точно такое же удовлетворение потребностей? Положим ответ будет 7 единиц одежды и 10 единиц питания.
Если по субъективным оценкам семьи она получает от различных комбинаций одежды и питания одинаковое удовлетворение своих потребностей, то говорят, что семья “безразлична” к подобным сочетаниям данных товаров.
|
|
Поведение потребителя лучше рассматривать в три этапа.
Первый заключается в изучении его предпочтений. При этом особенно нужны критерии, по которым потребители могут предпочесть один товар другому.
На втором этапе мы должны учесть тот факт, что потребители сталкиваются с бюджетными ограничениями – они располагают только ограниченными доходами для приобретения предметов потребления. В зависимости от цен на различные товары доходы потребителей позволяют им купить определённый ограниченный набор товаров.
На третьем этапе нам предстоит совместить потребительские предпочтения с бюджетными ограничениями и определить потребительский выбор.
Другими словами, учитывая предпочтения и ограниченность доходов потребителей, необходимо определить, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей. Рассмотрим каждый этап в отдельности.
Потребительские предпочтения.
Как описать потребительские предпочтения, если существует огромное число товаров и услуг, предоставляемых промышленно развитым хозяйствам, и большое разнообразие вкусов людей?
Лучше всего сначала рассмотреть эти предпочтения в плане сравнения ассортиментного набора потребительских товаров и услуг. Такой набор включает один или несколько предметов потребления. Например, он может содержать различные продукты питания и одежды, или сочетать продукты питания, одежду и топливо, которые покупаются ежемесячно.