Классификация инноваций, учитывающая развитие технологий на основе «подрывных» инноваций

Рис.4.3. Классификация информационных технологий


Централизованные технологии характеризуются тем, что обработка информации и решение основных функциональных задач экономического объекта производятся в центре обработки ИТ — центральном сервере, организованной на предприятии вычислительной сети, либо в отраслевом или территориальном информационно-вычислительном центре.
Децентрализованные технологии основываются на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на рабочих местах пользователей для решения конкретной задачи специалиста. Де-централизованные технологии не имеют централизованного автоматизированного хранилища данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между узлами сети.
Комбинированные технологии характеризуются интеграцией процессов решения функциональных задач на местах с использованием совме-
стных баз данных и концентрацией всей информации системы в автомати-зированном банке данных.
Тип предметной области выделяет функциональные классы задач соответствующих предприятий и организаций, решение которых производится с использованием современной автоматизированной информационной технологии. К ним относятся задачи бухгалтерского учета и аудита, банковской сферы, страховой и налоговой деятельности и др.
По степени охвата автоматизированной информационной технологией задач управления выделяют автоматизированную обработку информации на базе использования средств вычислительной техники, автоматизацию функций управления, информационную технологию поддержки принятия решений, которые предусматривают использование эко-номико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам. К данной классификационной группе относятся также организация электронного офиса как программно-аппаратного комплекса для автоматизации и решения офисных задач, а также экспертная поддержка, основанная на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области.
По классам реализуемых технологических операций ИТ рассматриваются в соответствии с решением задач прикладного характера и имеющимся прикладным программным обеспечением, таким, как текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, мультимедийные системы, гипертекстовые системы и др.
По типу пользовательского интерфейса автоматизированные ин-формационные технологии подразделяются в зависимости от возможностей доступа пользователя к информационным, вычислительным и
программным ресурсам, соответствующей используемой на экономическом объекте автоматизированной информационной технологии. Пакетная информационная технология не предоставляет возможности пользователю влиять на обработку данных, в то время как диалоговая технология позволяет ему взаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме, оперативно получая информацию для принятия управленческих решений.
Интерфейс сетевой автоматизированной информационной технологии предоставляет пользователю телекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным ресурсам.
Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это влечет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в ИС организационного управления. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.

64 Понятие «инновации»: экономическая сущность и классификация

Понятие «инновация» является достаточно сложным и многогранным. Несмотря на большое количество исследований, посвященных теории инноваций, в науке отсутствует общепринятое определение данного понятия. Для определения сущности инноваций необходимо рассмотреть существующие в научной литературе точки по поводу определения данного понятия. Можно выделить несколько основных подходов, в рамках которых инновация рассматривается как:

1. изменение (Й. Шумпетер, Л.С. Бляхман, Ю.В. Яковец, Ф. Валента);

2. процесс (Б. Твисс, С.Ю. Глазьев);

3. результат (Р.А. Фатхудинов, И.Н. Молчанов, Э.А. Уткин).

По мнению ряда ученых (Н. Ю. Журавлева, Д.И. Кокурин, К.Н. Назин) следует не строго придерживаться какой-либо одной из вышеперечисленных трактовок, а рассматривать инновацию как экономическую категорию во всех вышеперечисленных аспектах.

Й. Шумпетер (1883-1950), который в 1911 г. в своей работе «Теория экономического развития» заложил ее основы. Инновации Й. Шумпетер понимал как использование новых комбинаций существующих производительных сил для решения задач предпринимательской деятельности и выделял пять основных типов таких комбинаций:

1) использование новой техники, новых технологических процессов;

2) внедрение продукции с новыми (улучшенными) свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Инновационная деятельность, по Шумпетеру, базируется на склонности предпринимателя-новатора к риску. При удачном внедрении предприятие-первопроходец получает монопольную прибыль, а нововведение постепенно распространяется и используется в ходе хозяйственной деятельности другими предприятиями. Дальнейшее падение нормы прибыли стимулирует предприятия к новым инновациям.

В своей более поздней работе «Экономические циклы» (1939 г.) Й. Шумпетер подробно рассмотрел инновационные процессы в их взаимосвязи с циклическим развитием рыночной экономики.

Значительное влияние на дальнейшее развитие теории инноваций оказали идеи Н.Д. Кондратьева, автора теории длинных волн (больших циклов). Исследовав природу долгосрочных экономических колебаний за период 1789-1920 гг., ученый установил их взаимосвязь с техническим развитием производства. Большой цикл состоит из повышательной и понижательной фазы. Перед наступлением повышательной фазы либо в ее начале происходит оживление в сфере технических изобретений, нововведений, появляются новые отрасли промышленности или проходя качественное обновление старые. В повышательной фазе первого цикла роль «катализатора» сыграло развитие текстильной промышленности, производство чугуна, второго цикла – строительство железных дорог, третьего цикла – внедрение электричества, появление радио и телефона, появление отрасли тяжелого машиностроения. На понижательной фазе происходит повсеместное распространение нововведений, завершается же фаза депрессией и новым технологическим «скачком», дающим жизнь новой «длинной волне». Нововведения в такой схеме выступают, с одной стороны, одной и важных причин начала нового цикла, с другой – закономерным итогом развития экономики в цикле предыдущем.

Немецкий ученый Герхард Менш, базируясь на идеях Й. Шумпетера и В. Кондратьева, предложил свою классификацию инноваций по степени значимости. Он выделил три основных вида инноваций: базисные, улучшающие и псевдонововведения. Базисные инновации образуют новые отрасли и рынки, либо ведут к значительным изменениям в сферах управления, культуры, общественных услуг. Г. Менш рассматривал цикличность и темпы экономического роста во взаимосвязи с процессом воспроизводства базисных инноваций. По мере распространения базисного нововведения происходит исчерпание его потенциала и создается ситуация «технологического пата» и стагнации в экономике. Вследствие устаревания нововведения и насыщения рынка норма прибыли падает, инвестиционная активность предприятий уменьшается, происходит отток денежных средств из реального сектора в финансовую сферу. Появление новых базисных инноваций влечет за собой новый экономический подъем, и цикл начинается сначала. Улучшающие нововведения, по Г. Меншу, связаны с различными «модификациями» базисных инноваций, их максимальным приспособлением к изменяющимся условиям рынка. Псевдонововведения представляют собой минимальные изменения, которые носят скорее «декоративный» характер, чем действительно стимулируют инновационное развитие.

Г. Менш полагал, что ухудшение финансового положения отдельной фирмы стимулирует ее к внедрению инноваций. Уменьшение нормы прибыли в старых отраслях промышленности стимулирует предпринимателей к инвестированию в новые товары и технологии. Таким образом, вслед за Н.Д. Кондратьевым, ученый полагал, что наибольшее количество базисных нововведений должно приходиться на фазу депрессии большого цикла. На повышательной фазе нового цикла в основном происходит появление улучшающих инноваций, в начале понижательной фазы все большую роль начинают играть псевдонововведения. Х. Фримен критиковал подобный подход в связи с высокорискованностью для фирмы инвестирования в инновации на этапе экономического спада. По его мнению, «шторм нововведений» должен начинаться на фазе оживления экономики, а спрос на базисные инновации формируется со стороны быстрорастущих отраслей экономики, составляющих основу большого экономического цикла. Наиболее взвешенной представляется позиция А. Кляйкнехта, в соответствии с которой в период длительных экономических кризисов происходит переход от стратегии максимизации прибыли к стратегии минимального относительного риска. В таком случае стратегия инвестиций в радикальные нововведения может оказаться оптимальной – ее относительный риск будет ниже, чем работа на «старых» рынках. А. Кляйкнехт отмечал, что инновации-продукты в основном появляются на фазе депрессии длинной волны, а инновации-процессы – на фазе подъема.

Помимо понимания инновации как изменения в научной литературе существует также подход, рассматривающий инновацию как процесс. Американский экономист Б. Твисс понимал инновации процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание: «Это единственный в своем роде процесс, что объединяет науку, технику, экономику и управление. Он заключается в получении новизны и длится от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая комплекс отношений, производство, обмен, потребление.

Венгерский экономист Б. Санто определял инновацию как общественно-экономический процесс, который путем практического использования идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам технологий, изделий. В случае если инновация ориентирована на получение экономического эффекта, важным критерием ее эффективности выступает прибыль. Однако, помимо экономического значения инноваций, ученый также подчеркивал важную роль инноваций как фактора развития общества в целом: «Европейском Союзе инновация пока еще рассматривается лишь как экономически важный фактор, имеющий первостепенное значение в повышении производительности труда и увеличении числа рабочих мест. Вопреки такому явно экономическому, потребительскому и бухгалтерскому подходу к явлению инновации, та важность, которая придается сегодня инновации как фактору развития, несомненно свидетельствует о прямой связи между все более значимой общественной функцией инновации и степенью интеллектуализации общества». Как можно видеть, в данной трактовке инновация выступает не только в качестве фактора повышения экономической эффективности, но также затрагивает интеллектуальную и духовную сферу жизни общества.

Ряд исследователей рассматривает инновацию как результат. Так, Р.А. Фатхутдинов понимает инновацию как «конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического и другого эффекта» [5]. Из данного определения видно, что автор разграничивает понятия «новшество» и «инновация». Новшество, по Р.А. Фатхутдинову, представляет собой «оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Р.А. Фатхутдинов полагает также неправомерным включение в понятие инновации ее разработку, создание, внедрение, диффузию – все перечисленное, по его мнению, следует отнести к процессу инновационной деятельности.

И.Н. Молчанов определяет инновацию как «результат научного труда, направленный на совершенствование общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве».

Сходный подход к определению инновации отражен в Руководстве Фраскати (документ, принятый ОЭСР в итальянском г. Фраскати). Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

В ФЗ № 127 от 23.08.1996 г. (в редакции от 21.07.2011 г.) «О науке и государственной научно-технической политике» инновация определяется следующим образом: «Введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [2].

Анализ существующих в научной литературе подходов к определению инновации позволяет выделить несколько важных сущностных черт данной категории.

Во-первых, инновация основана на использовании результатов интеллектуальной деятельности человека. При этом важно отметить, что интеллектуальная деятельность должна носить творческий характер, поскольку обязательным признаком инновации является новизна. Очевидна взаимосвязь инноваций с научно-техническим прогрессом (НТП). Инновация предполагает создание и освоение качественно нового – новых продуктов, технологий, производственных процессов; методов обучения и руководства персоналом, сбыта продукции и пр. Инновации в данном аспекте играют двоякую роль: с одной стороны, они являются плодом научно-технического прогресса и основываются на использовании открытий, изобретений, разработок. С другой стороны, сами инновации способствуют ускорению НТП и экономического роста.

Во-вторых, обязательным признаком инновации является наличие положительного эффекта. Эффект может быть самым разным: экономическим, социальным, экологическим и т.д. На микроуровне экономический эффект от инновации может проявляться в форме дополнительной прибыли и конкурентных преимуществ организации-инноватора. На макроуровне он проявляется в дальнейшем ускорении НТП и диффузии инновации. Термин «диффузия инноваций» получил широкое распространение с момента выхода одноименной книги Э. Роджерса в 1962 г. Диффузию инноваций Роджерс определил как процесс, с помощью которого инновация с течением времени распространяется по определенным каналам среди членов социальной системы. В основе его модели лежит деление (сегментация) потенциальных потребителей инноваций на пять групп (сегментов) по степени предрасположенности к внедрению инновации:

1. Инноваторы (innovators, 2,5 % от общего числа фирм, внедривших инновацию);

2. ранние пользователи (early adopters, 13,5%);

3. раннее большинство (early majority, 34%);

4. позднее большинство (late majority, 34%);

5. отстающие (laggards, 16%).

Диффузия инновации является механизмом, с помощью которого положительный эффект, полученный от внедрения инновации на одном предприятии, получает более широкое распространение.

Социальный эффект от инноваций может выражаться в улучшении качественных характеристик рабочей силы, повышении безопасности и улучшении условий труда, формировании у персонала более лояльного отношения к работодателю и внутренних стимулов к более производительному труду. Экологический эффект от инноваций может заключаться в снижении уровня загрязнения окружающей среды, более экономном расходовании невозобновимых и поддержании (восстановлении) объема возобновимых природных ресурсов. Учитывая тесную взаимосвязь экономической и социальной сфер жизни общества, а также их зависимость от состояния окружающей среды, подобная расширенная трактовка положительного эффекта от инноваций представляется обоснованной.

В-третьих, необходимо соотнести понятие инновации с понятиями «новшество», «инновационный процесс», «инновационная деятельность». В части определения новшества наиболее точным, на наш взгляд, является подход Р.А. Фатхутдинова. Новшество представляет собой оформленный результат интеллектуальной деятельности человека, который может быть представлен в идее открытий, изобретений патентов и т.д. В то же время характерной чертой новшества является то, что оно еще не внедрено, и соответственно, еще нельзя говорить о наличии и размере полезного эффекта, который будет получен в результат. Новшество представляет собой идею, «оформленную на бумаге», но еще не получившую материальной формы.

Инновационный процесс представляет собой совокупность действий, необходимых для последовательного превращения идеи в инновацию. Существует множество моделей инновационного процесса: линейные, маркетинговые, интерактивные, линейные модели с обратными связями и др. В различных моделях инновационный процесс «заканчивается» на появлении инновации, начале ее коммерциализации или процессе диффузии инновации. В любом случае, нам важно установить, что непосредственно появление инновации можно рассматривать как составную часть инновационного процесса.

Инновационная деятельность представляет собой, прежде всего, деятельность, ориентированную на создание и/или внедрение нововведений, однако ее содержание этим не исчерпывается: она также связана с научными исследованиями, созданием (усовершенствованием) технологических процессов, используемых в деятельности предприятия, новыми решениями в области организации производства или социальной сфере, поиском источников финансирования инновационного процесса. Можно заключить, что инновационная деятельность, в свою очередь, представляет собой более широкое понятие, нежели инновационный процесс или совокупность инновационных процессов, поскольку охватывает виды деятельности, в него не входящие.

На основании вышеизложенного можно заключить, что сущность инновациизаключается в использовании результатов творческой интеллектуальной деятельности человека для повышения эффективности деятельности в той или иной сфере.

Резюмируя вышесказанное, можно дать определение понятия «инновация». По мнению автора, инновация представляет собой результат творческой интеллектуальной деятельности, внедренный в производство, способствующий значительному повышению эффективности в той или иной сфере человеческой деятельности (экономической, социальной, экологической и т.д.) и не получивший всеобщего распространения. Под всеобщим распространением следует понимать широкое использование результата интеллектуальной деятельности в рамках анализируемого сегмента экономики.

Достоинствами данного определения, на наш взгляд, является указание творческий характер деятельности, в результате которой появляются инновации и, следовательно, на новизну полученного в ходе данной деятельности результата. Принятие трактовки инновации как результата позволяет более четко разграничить понятие инновации и инновационного процесса. Кроме того, данное определение позволяет уйти от необоснованно узкой трактовки позитивного эффекта от инновации, когда он рассматривается лишь в разрезе ее коммерциализации.

Инновации классифицируются по следующим признакам:

1. значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);

2. направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);

3. место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);

4. глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);

5. разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);

6. масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);

7. место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);

8. характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);

9. степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);

10. время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);

11. причина возникновения (реактивные, стратегические);

12. область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).

По значимости различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий.

По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций), рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

  • регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
  • изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
  • адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
  • новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;
  • новое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется;
  • новый вид - качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;
  • новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип;
  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

По масштабам распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа, примененного к открытым явлениям.Также, по типу новизны для рынка инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, представляющие собой реакцию на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические - инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По области применения инновации весьма своеобразны: технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

  • инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

В теории инновационного менеджмента выделяют общую (традиционную) классификацию инноваций и инновационных продуктов и классификацию инноваций, учитывающую развитие технологий на основе «подрывных» инноваций.

Основу общей (традиционной) классификации инноваций и инновационных продуктов составляют следующие признаки.

Как источник идеи для инновации могут выступать:

  • открытие, научная идея, научная теория, явление;
  • изобретение, ряд изобретений, лицензии;
  • рационализаторские предложения;
  • прочие ситуации.

Вид новшества:

  • продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;
  • технологии, метода, способа;
  • материала, вещества;
  • живых организмов, растений;
  • постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;
  • информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.;
  • услуги;
  • прочих решений.

По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций:

  • научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;
  • технические или продуктовые, которые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
  • технологические, которые возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
  • информационно-коммуникационные, которые ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;
  • маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брэндов товаров и организаций;
  • логистические, которые ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.
  • организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;
  • социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия.

По областям применения в сферах обслуживания:

  • образование;
  • питание;
  • спорт и молодежь;
  • культура;
  • здравоохранение;
  • правовое обслуживание и охрана;
  • туризм;
  • торговля;
  • финансовое обслуживание;
  • другие.

По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:

  • мировой новизны;
  • отечественной новизны;
  • отраслевой новизны;
  • новые для фирмы;
  • расширение имеющейся гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг;
  • обновленные товары и услуги;
  • товары и услуги с измененным позиционированием;
  • с сокращенными издержками (производственные инновации).

Масштабы распространения инноваций:

  • транснациональные;
  • народнохозяйственные и федеральные;
  • региональные;
  • муниципальные;
  • в рамках объединений и ассоциаций;
  • в рамках организации;
  • в рамках подразделения.

Широта воздействия инноваций:

  • глобальна, мировая;
  • народнохозяйственная, национальная;
  • отраслевая;
  • локальная.

Темпы осуществления инноваций:

  • быстрые, нарастающие;
  • замедленные, равномерные;
  • медленные, затухающие.

Стадии жизненного цикла инноваций, с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:

  • исследования;
  • разработки;
  • промышленное производство;
  • маркетинг;
  • логистика;
  • диффузия;
  • рутинизация;
  • сервисная поддержка.

По преемственности выделяют следующие инновации:

  • открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;
  • закрывающие - инновации, закрывающие ряд отраслей;
  • замещяющие;
  • отменяющие;
  • ретровведения.

Классификация инноваций, учитывающая развитие технологий на основе «подрывных» инноваций.

Эволюция инновационных стратегий и инновационного бизнеса согласно концепции К. Кристенсена предполагает периодическую смену «подрывных» и поддерживающих технологических инноваций и их приложений - инновационных продуктов и услуг.

«Подрывные» технологии - те, которые идут на смену устоявшимся и развитым технологиям. Они ведут с собой новые продукты и новые услуги, которые сменяют прежние. «Подрывные» инновации, стратегии постепенно вытесняют поддерживающие инновации. Вместе с ними изменяется весь инновационный бизнес.

Г. Менш выделил базисные, улучшающие инновации (способствуют появлению новых отраслей и новых рынков) и «псевдоинновации» - мнимые нововведения (улучшают качество предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса).

Российский исследователь Ю.В. Яковец развил взгляды Г. Менша и предлагает выделять следующие виды инноваций:

  • базисные инновации, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей;
  • улучшающие инновации, предусматривающие реализацию изобретений среднего уровня и служащие базой для создания новых моделей и модификацией данного поколения техники (технологии), заменяющих устаревшие модели более эффективными, либо расширяющих сферу применения этого поколения, а также существенно видоизменяющих используемые технологии;
  • микроинновации, улучшающие отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, что способствует более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;
  • псевдоинновации, которые, по мнению Ю.В.Яковца, направлены на улучшение моделей машин и технологий, представляющих вчерашний день техники.

Следует отметить, что подходы Г. Менша и Ю.В. Яковца сосредоточивают свое внимание на рассмотрении исключительно технологических нововведений, при этом используется единственный критерий классификации, в роли которого выступает степень радикальности инновации, уровень ее новизны, поэтому оба данных подхода к классификации инноваций носят в существенной степени ограниченный характер.

В свете этого следует отметить, что рядом российских ученых предлагаются подходы, в основе которых лежит многокритериальная классификация инноваций. К их числу могут быть отнесены подходы П.Н. Завлина и А.В. Васильева, В.В. Горшкова и Е.А. Кретовой, Э.А. Уткина, Г.И. Морозовой и Н.И. Морозовой, С.Д. Ильенковой.

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

Таблица 2.1 Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
1. Область применения Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.
2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
3. Степень интенсивности «Бум», равномерная, слабая, массовая
4. Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
5. Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
6. Результативность Высокая, низкая, средняя
7. Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:

  • инновации на «входе» в предприятие;
  • инновации на «выходе» из предприятия;
  • инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

По целевому изменению инновации разделяются на инновации тех­нологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Таблица 2.2 Классификация инноваций по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой

Классификационный признак Вид инновации Содержание инновации
1. Структурная характеристика инновации 1.1. Инновации на «входе» в предприятие 1.2. Инновации на «выходе» из предприятия 1.3. Инновации структуры предприятия как системы, т.е. ее отдельных элементов 1.1. Целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и других ресурсов 1.2. Целевые качественные или количественные изменения 1.3. Целевые изменения производственных, обслуживающих и вспомогательных связей по качеству, количеству, организации и способу обеспечения
2. Целевые изменения 2.1.Технологические 2.2.Производственные 2.3. Экономические 2.4. Торговые 2.5. Социальные 2.6. Инновации в области управления 2.1. Создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования, реконструкция производственных зданий и их оснащения, реализация мероприятий по охране окружающей среды 2.2. Расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц 2.3. Изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся, рационализация системы калькуляции внутрипроизводственных затрат 2.4. Использование методов ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или взыскание финансовых ресурсов в форме кредитов, займов, применение новых методов распределения прибыли и других накопленных ресурсов и т.п. 2.5. Улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями 2.6. Улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации и документации, рационализации канцелярской работы и т.д.

Иные признаки положены в классификацию инноваций Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей.

Таблица 2.3 Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой

Классификационный признак Вид инновации Содержание инновации
1. Причина возникновения 1.1. Реактивные 1.2. Стратегические 1.1. Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке 1.2. Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе
2. Предмет и сфера приложения 2.1. Продуктовые 2.2. Рыночные 2.3. Инновации-процессы 2.1. Новые продукты и услуги 2.2. Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках 2.3. Технология, организация производства и управленческие процессы
3. Характер удовлетворяемых потребностей 3.1. Ориентирование на существующие потребности 3.2. Ориентирование на формирование новых потребностей 3.1. Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично 3.2. Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.

Подход С.Д. Ильенковой к классификации инноваций определенным образом перекликается с рассмотренными подходами Г. Менша и Ю.В. Яковца. Это связано с тем, что С.Д. Ильенкова в качестве одного из критериев своей классификации обозначает глубину вносимых изменений и выделяет радикальные (базовые), улучшающие и модификационные инновации. В то же время в данном случае указанный критерий классификации имеет более широкую сферу применения, поскольку не предназначается для характеристики исключительно технологических нововведений. Основное же отличие классификации инноваций по С.Д. Ильенковой от подходов Г. Менша и Ю.В. Яковца заключается в том, что обозначенная классификация является многокритериальной и предусматривает выделение групп прогрессивных нововведений не только исходя из глубины вносимых изменений, но также и с точки зрения таких критериев, как технологические параметры, новизна, место на предприятии и сфера деятельности. Кроме того, следует отметить тот факт, что место на предприятии как классификационный признак в рамках подхода С.Д. Ильенковой фактически аналогично по смыслу структурной характеристике инноваций, выделяемой в качестве критерия классификации В.В. Горшковым и Е.А. Кретовой.

Таблица 2.4 Классификация инноваций по С.Д. Ильенковой

Классификационный признак Виды инноваций
1. Технологические параметры Продуктовые, процессные
2. Новизна Новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для предприятия
3. Место на предприятии Инновации на «входе», инновации на «выходе», инновации системной структуры
4. Глубина вносимых изменений Радикальные (базовые), улучшающие, модификационные
5. Сфера деятельности Технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления

И.Т. Балабанов в качестве системы классификационных признаков выделяет следующие:

  • целевой признак - дает ответ на вопрос, что является целью инновации: решение немедленной задачи (текущей) или задачи будущего времени (стратегической);
  • внешний признак - указывает на форму реализации инновации;
  • структурный признак - определяет групповой состав инноваций как единой сферы экономических интересов государства.

Таблица 2.5 Классификация инноваций по И.Т. Балабанову

Классификационный признак Виды инноваций
1. Целевой признак Кризисные инновации, инновации развития
2. Внешний признак Инновации в форме продукта и в форме операции
3. Структурный признак Производственно-торговые, социально-экономические, финансовые, управленческие

А.И. Пригожин предлагает следующую классификацию инноваций, представленную в табл. 2.6.

Таблица 2.6 Классификация инноваций по А.И. Пригожину

Классификационный признак Вид инновации
1. По распространенности Единичные и диффузные
2. По месту в производственном цикле Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые
3. По преемственности Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения
4. По охвату ожидаемой доли рынка Локальные, системные, стратегические.
5. По инновационному потенциалу и степени новизны Радикальные, комбинаторные, совершенствующие

Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на основе этого научно обоснованной классификации инноваций имеет существенную практическую значимость, поскольку обладает потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного нововведения. А это, в свою очередь, необходимо для осуществления адекватной поддержки со стороны государства внедрения инноваций на предприятиях страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: