Никак не могла найти подробную информацию о взглядах Кона :(

И. С. Кон считает, что образ «Я» — это не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе, включающая три взаимосвязанных компонента: познавательный — знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный — оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства; поведенческий — практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов. При таком подходе структура образа «Я» включает: актуальное «Я» (знание о себе в данный период жизни), ретроспективное «Я» (представление о себе по отношению к начальному этапу жизнедеятельности), идеальное «Я» (представления о том, каким он должен стать), рефлексивное «Я» (знание о том, как его воспринимают окружающие), что связано со стадиями жизнедеятельности.

Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов:

1. Физическое выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2 годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Тогда ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), осознавая себя и другого ребенка как отдельных существ.

2. Отношение к себе формируется в дошкольный период. Ребенок, например, считает себя «хорошим» или «неумехой»; в основном такие самооценки прямо отражают отношение к нему окружающих — прежде всего родителей, братьев, сестер. Со временем это становится базисным элементом Я-концепции, хотя впоследствии выявить такие элементы трудно, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать.

3. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять, Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие ли они дети или плохие и т. д. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют, и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию о себе, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка образ Я обычно оказывают родители, поскольку именно они предоставляют определения правильных и неправильных действий, образцы поведения и оценки поступков, и все это кладется в основу представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого социальные правила и нормы поведения становятся собственностью самого дошкольника, т. е. он принимает их как свои ценности. Как же дети интернализуют эти ценности?

4. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелом на стене, он говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!», т. е. делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способен побороть. Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.

5. В школьном возрасте происходит существенное изменение образа Я, напрямую зависящее от успехов/неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников. Если ребенок добивается хороших результатов в учебе, он включает трудолюбие как составную часть в свой образ Я. Дети, неуспевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и есть опасность, что это чувство останется у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них сохраняется шанс сберечь трудовой настрой, положительный образ Я и желание доводить дела до конца. Способность видеть себя отличным от других людей, обладающим определенными свойствами, составляет образ Я. Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте оно связано преимущественно с уверенностью в своих академических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.

6. В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, подростки заметно озабочены тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится первостепенной задачей. Именно в этот период интеллект подростков и юношей достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.

С обнаружением этих новых познавательных способностей у юношей и девушек развивается эгоидентичность — целостное, связное представление о себе.

7. На протяжении всего взрослого периода жизни человек стремится и сохранить достаточно устойчивую Я-концепцию, и изменить ее. Важные события жизни — смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе. На рис. 4.4 приведены различные факторы, влияющие на Я-концепцию.

Рис. 4.4. Факторы, влияющие на Я-концепцию

Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я — наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть. Человек, воспринимающий эти два Я как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже идеального.

Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Соответствует достижениям в некоем виде деятельности и некоей сфере общения, на кои рассчитывает человек при оценке своих способностей и возможностей.

Характеризует:

1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную;

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент;

3) желаемый уровень самооценки личности, - уровень Я.

Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

По формуле для повышения самоуважения можно избрать два пути:
1) повышая успех или 2) снижая притязания.
Следует различать самоуважение – отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками, и самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Все эти особенности самоотношения, накладывающие огромный отпечаток на всю жизнь человека, формируются родительским воспитанием. Позитивная самооценка, лежащая в основании внутренней свободы, создается любовью, а отрицательная – нелюбовью. Самоотношение является механизмом обратной связи.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:
- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);
- имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);
- игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;
- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;
- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;
- экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;
- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;
- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;
- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;
- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;
- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);
- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);
- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
- имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:
- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;
- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
- остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;
- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;
- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;
- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;
- нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;
- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;
- становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;
- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону.
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:
- познавательного, способствующего адекватности;
- защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.

Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных, так как смысл жизни является одной из традиционных проблем философии и теологии, художественной литературы, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит смысл жизни, какой смысл жизни можно считать истинным, добрым, достойным. В психологической литературе также подчеркивается огромная значимость для человека психологического феномена смысла жизни. Но вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в компетенцию психологии. Как указывает Д. А. Леонтьев, в сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности [2]. Смысл жизни психологами определяется как «более или менее адекватное переживание интенциональной направленности собственной жизни», «концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [2], «генеральная линия жизни, задающая высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогающая ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности» [4]. Ю. Б. Гиппенрейтер рассматривает смысл жизни «как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности».

Для С. Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни -- быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь [3]. Б. С. Братусь размышляет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека. [1]

В теории В. Франкла понятие смысла жизни занимает центральное место. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии -- ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы [5]. По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. В. Франкл считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями: 1) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей; 2) в переживании гуманистических ценностей; 3) заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни. Несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Как указывает Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий [2].

Таким образом, характеризуя смысл жизни, исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности. В. Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного. Феномен смысла жизни включает в себя оба эти значения, причем суть, главное доминирует над не главным, второстепенным [4]. Но определение смысложизненной «доминанты» -- лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик. В связи с этим В. Э. Чудновским выделены два признака адекватности смысла жизни:

? «реалистичность» смысла жизни, т.е. соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой -- индивидуальным возможностям человека;

? «конструктивность» смысла жизни, т.е. степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека.

В. Франкл дал очень подробную характеристику данной потребности человека. По его мнению, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим к тому же все свои базовые потребности. Смысложизненные ориентации каждого человека - это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития. Наиболее же остро проблема определения своего места в социуме, понимания того, ради чего стоит жить, стоит перед выпускниками школ. В. Франкл указывал на тот факт, что экзистенциальная фрустрация - феномен потери смысла жизни и развития в этой связи особого вида депрессивного состояния - свойственен в основном «думающей» молодёжи. Об актуальности проблемы поиска смысла жизни в раннем юношеском возрасте говорят и многие отечественные психологи. Например, Л. И. Божович утверждает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для старшеклассников тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающим [2;5].

Смысложизненные ориентации – это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [4]. Согласно мнению В.Э. Чудновского, смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными», т.е. адекватными и способствовать позитивному развитию личности [9].

Смысложизненные ориентации можно рассмотреть в двух аспектах. Во-первых, это те сферы жизни, в которых данный конкретный человек с наибольшей вероятностью может найти смысл своей жизни. Во-вторых, это связь смысла жизни с будущим, настоящим и прошлым человека. Смысложизненные ориентации отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни насыщенным и интересным, и в какой степени он удовлетворен теми результатами, которых уже достиг [4].

Одна из формулировок категории “этнос”, предложенная еще С.М. Широкогоровым, содержала в себе группу “наи­более существенных" признаков, среди которых особого внимания заслу­живал признак “осознание членами данного народа факта их этнического единства”(1). Данный признак к концу 40-х годов выделился в самостоятельный и получил наименование - “этническое самосознание”.

Еще в прошлом веке Г.В.Ф. Гегель сформулировал термин “самосознание народов”, которое “состоит существенно в том, чтобы созерцать себя в других народах”(2). По Гегелю самосознание народа - важнейшее качество в характеристике национальной общности. По выражению немец­кого философа каждый народ осознает себя таким, каким его видят и воспринимают другие народы. Правда, “для этого они должны доказать, что являют собой самостоятельные народы”(3). Таким образом, Гегель обратил внимание на существенный фактор в характеристике нацио­нальной общности - этносоциальную направленность самосознания, предполагающую эмоционально-оценочное отношение к представителям своей и другой этнонациональной группы. Впоследствии эта особен­ность самосознания оформилась в рамках тезиса - противопоставле­ния - “мы - они”.

По определению Дробижевой Л.М. этническое самосознание: во-пер­вых, самоидентификация а, во-вторых, оно включает в себя представления этноса о своем происхождении, историческом прошлом, языке, культу­ре, территории проживания. Заметим, что элементы, составляющие структуру этниче­ского самосознания, в трактовке Дробижевой Л.М. по сути являются производными от признаков этно­са, своеобразное наложение. Причем, в понятие этнического самосознания Дробижева Л.М. включает и этнические интересы, как осоз­наваемые людьми потребности народа и этноса, что очень важно (4).

По своей направленности и назначению этническое самосознание (осознание представителями этнической группы самих себя) выполня­ет ряд функций: консолидирующую, регулятивную, познавательную, эмо­ционально-оценочную, ценностную, социально-психологическую. Консолидирующая функция подчеркивает факт объединения, который происхо­дит на основе освоения собственно этнических интересов, выступаю­щих важнейшим элементом этнического самосознания. Суть регулятив­ной функции проявляется в определении и достижении этносом кон­кретных целей. Среди целей такого плана - стремление к суверенитету, социальному и экономическому прогрессу, сохранение духов­ных и материальных ценностей. Познавательная функция этнического самосознания выступает по сути в форме самопознания. Основная суть познаватель­ной функции за­ключается в осознании своего “мы” и своего отличия от других подобных общностей. Эмоционально-оценочная функция отражает степень и уровень межэтнического взаимодействия (отно­шение к собственной и другим иноэт­ничным группам), исходя из прин­ципа - “мы - они”. Данная функция служит своего рода регулятором межэтнических отношений. На основе эмоци­ально-оценочной функции осуществляется содержательное наполнение об­разов - “мы” и “они”. Более полно функция раскрывается через духовный феномен - самооцен­ку. В какой-то мере это обстоятельство связывает эмоционально-оценочную функцию с ценностной. Ценностная функция определяет сово­купность идейных уста­новок, взглядов, убеждений; формирует идеалы, принципы, которые при­знаются стоящими над всем остальным и к кото­рым стремятся представители этнической общности. Ценностная функ­ция составляет сущность и усло­вие полноценного бытия этноса. Социально-психологическая функция под­черкивает взаимосвязь и взаимо­обусловленность общественно-психологи­ческих особенностей этническо­го самосознания, проявляющихся в поведе­нии, темпераменте, манере общения и психике. Функциональные особенно­сти этнического само­сознания непосредственно связаны с практической дея­тельностью представителей этнической общности.

Итак, этническое самосознание - осознание этносом своего этнического единства, совокупность идей, взглядов и чувств, свя­занных с самоопределением этнической общности, осознанием своего места среди других общностей подобного типа, это комплекс представ­лений этнической группы о самой себе, ее этнически осознанных инте­ресов, ценностных ориентаций, этнической идентификации и установок по отношению к представителям других этносов.

В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Если в общем самосознании человек осознает себя как личность, играющие различные роли в различных ситуациях, участвующую. Изучая работы отечественных психологов, касающиеся вопроса о структуре самосознания (В.С. Мерлин, Л.Д. Олейник, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др.) и исходя из предположения о самосознании как средстве саморегуляции субъекта деятельности, можно предположить, что структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компоненты; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка во всевозможных видах жизнедеятельности, то в профессиональном самосознании на первый план выдвигается содержание, касающееся профессиональной деятельности.
Б.Г. Парыгин выделяет профессиональное самосознание как разновидность самосознания. Оно рассматривается как осознание своей принадлежности к профессиональной группе.
З. Иванова и К. Косев понимают профессиональное самосознание, как познание и самооценку профессиональных качеств и отношение к ним.
В.Н. Казиев считает, что профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирования направления саморазвития, его осуществление.
П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как избирательную деятельность самосознания, подчиненную задаче профессионального самоопределения. В наиболее обобщенном виде оно проявляется в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности.
Можно отметить, что профессиональное самосознание прямо связано с осознанием человеком себя в профессиональной деятельности, т.е. содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.
С целью практического изучения профессионального самосознания, учитывая функцию профессионального самосознания как средства саморегуляции профессиональной деятельности, структурное строение профессионального самосознания можно представить следующим компонентным составом: осознание профессиональной морали; осознание профессиональной нравственности; осознание себя как субъекта профессиональной деятельности; осознание и оценка отношений; осознание собственного развития во временной связи.
Начиная с раннего детства, ребенок старается вести себя "хорошо", стремясь к одобрению со стороны значимых для него лиц и к поддержанию определенного порядка. "Хорошо" осознается как то, что одобряется, что соответствует определенным правилам. Именно эти внешние оценки своих поступков, действий, побуждений создает основы морального компонента самосознания, т.е. осознание хорошего и плохого в самом себе. Моральный фактор не является принадлежностью обособленной предметной области социальной действительности. Он сопутствует любой деятельности человека, способствуя или тормозя выполнение его функций и социальных ролей в определенном коллективе. Гуманистическое отношение к людям труда, забота о повышении производительности труда, о благе общества и коллектива являются конкретными проявлениями морального содержания.
Нравственное содержание самосознания характеризуется действенностью морального понимания, моральных принципов в деятельности. Содержание нравственности в любой социальной группе определяется критерием того, как можно поступать и как нельзя. Профессиональная нравственность обнаруживает свое проявление в выборе подходящих способов и средств для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с нормами общества.
Третьим компонентом самосознания, по мнению ученых, является осознание человеком себя как субъекта своей деятельности. На производстве человек всегда предстает как субъект профессиональной деятельности. Он выбирает средства, учитывает условия выполнения деятельности, при этом хорошо зная конечный продукт своего труда. Осознание себя как субъекта профессиональной деятельности означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта. Не менее важным является и осознание своей индивидуальности в выполнении деятельности.
Традиционно важным в структуре самосознания считается осознание психических качеств, особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе.
В структуре профессионального самосознания, как и самосознания в целом, имеется осознания и оценка отношений. Включение человека на длительный срок в состав референтной группы обусловливает развитие этих отношений. Именно в этих условиях формируется отношение человека к самому себе как к специалисту, отношение к коллегам по профессии, отношение к своей профессиональной деятельности и отношение других к себе.
По мнению исследователей, важнейшим компонентом, без которого нельзя говорить о саморегуляции личности человека, является осознание собственного развития во временной связи. На каждом этапе жизни человека и в период профессиональной деятельности через самосознание осуществляется связь между прошлым, настоящим и будущим. Профессиональное самосознание отражает развитие человека по таким признакам как рост профессионального мастерства, продвижение по службе, повышение авторитета, упрочнение социального статуса. Важное значение имеет также постановка целей и контроль за их осуществлением.
Отечественные ученые А.А. Деркач и О.В. Москаленко в своих работах выделяют функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, реализующийся в самопознании; мотивационный, реализующийся в самоактуализации; эмоциональный, реализующийся в самопонимании; операциональный, реализующийся в саморегуляции. Рассмотрим каждый из этих компонентов более подробно.
Когнитивный компонент. По мнению ученых, самопознание является начальным звеном, образующим самосознание. Осуществляя самопознание, то есть, обращая психическую деятельность на исследование самого себя, человек производит сознательную оценку своих поступков и себя в целом. Выявление особенностей процесса самопознания должно раскрыть то, как человек получает знания о себе, как развивает это знание, как из единичных ситуативных образов оно формируется в понятие, отражающее сущность человека, в которой и выражается степень его общественной ценности. А соотнесение знания о себе с социальными требованиями и нормами дает ему возможность определить свое место в системе общественных отношений. В процессе взаимодействия с внешним миром человек, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Если любая вещь, явление могут быть познаны через соотношение с другими вещами или явлениями, через процесс выявления их многочисленных взаимосвязей, то и самопознание человека может осуществляться лишь через отношение данного человека к другим людям, через разнообразные формы связи его "Я" с "Я" других. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или объективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа "Я", могут быть самыми разнообразными.
Исследователи считают, что для общей характеристики процесса самопознания необходимо учитывать и следующее важное положение. Самопознание, как и всякая другая форма познания, не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Любой объект познания, а человек в этом качестве особенно, является неисчерпаемым. Поэтому всякое знание о себе является единством противоположностей - относительного и абсолютного. Относительность знаний о себе обусловлена постоянными изменениями во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека. Нередко наблюдаются расхождение между реальными изменениями человека и тем, что отражено им в образе самого себя, то есть новое в психологическом развитии человека еще не стало содержанием его знания. Недостаточно четко осознавая появившееся новое в себе, человек как бы с опозданием его "открывает" и до этого времени пользуется старыми знаниями о себе, старыми оценками, хотя они уже на самом деле не соответствуют содержанию нового психологического образования и объективному его проявлению. Постоянная изменчивость знания о себе в процессе самопознание не означает, что знания не могут быть истинными. Знания, которые на данном этапе развития человека верно и полно отражают представления о его реальном месте в обществе, во взаимоотношениях с людьми, являются истинными и подчеркивают момент объективности познания человеком самого себя. Итак, по мнению ученых, самопознание как процесс проявляется в непрерывности его движения от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т.д. В своих работах исследователи показали, что основным условием, определяющем непрерывность изменения знаний о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях он должен все время обращаться к своему "Я", совершенствовать знания о себе, прежде всего с целью дифференцированного регулирования поведения.
Вступая в общение в процессе деятельности или в других формах взаимодействия, люди одновременно познают и друг друга. Познание других начинается с наблюдения за внешними его проявлениями в деятельности или в общении. Психологические особенности личности, содержание ее внутреннего мира - взгляды, социальные установки, отношения, ценности, эмоциональность, характер и другие - всегда проявляются или прямо, или в разнообразных косвенных формах в тех или иных действиях, поступках, в целостной линии поведения.
Критерием оценок знаний о другом являются моральные установки данной личности, сформировавшиеся под влиянием соответствующих требований общества. По мнению А.А. Деркача и О.В. Москаленко, индивидуализация их преломления у каждой личности сказывается и на общем характере этих критериев, на содержании оценки знания о другом.

Литература:

  1. http://www.1wyd.com/problema-samosoznanija-lichnosti-v-otechestvennoj-i-zarubezhnoj-psihologii.html
  2. http://kpip.kbsu.ru/ps/glava10.html#samoaoznanie
  3. http://borytko.nm.ru/papers/subject2/manshin.htm
  4. http://www.i-po.ru/shpory/psyhologia4/psyhologia421.html
  5. http://psyera.ru/uroven-prityazaniy-i-samoocenka-lichnosti-339.htm
  6. http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/uroven-pritjazanii
  7. http://www.moluch.ru/conf/psy/archive/34/2495/
  8. http://rudocs.exdat.com/docs/index-261388.html?page=4
  9. http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/structura.htm

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: