Золотое правило жизни

Золотое правило, о котором мы будем говорить в этой главе, как раз и помогает объединить видимые внешние про­явления и невидимые внутренние, исходящие из сердца че­ловека.

Это правило издревле известно в религиозных и фило­софских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий, конфуцианства и античной философии и является основополагающим мировым этическим принци­пом. Оно прочно вошло в культуру и массовое сознание, осе­ло в виде пословиц и афоризмов, стало непреложным тре­бованием человеческих отношений во все времена. Данное нравственное требование преподносилось под разными наи­менованиями: краткое изречение, принцип, заповедь, основ­ной постулат, предписание и т.д. Название “Золотое правило” за ним закрепилось с конца XVIII века.

Самую развернутую его формулировку мы находим в Евангелиях: “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами по­ступали люди, так поступайте и вы с ними...” (Мат­фея 7:12); “И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними” (Луки 6:31).

Это правило существует, наверное, так давно, как и само человечество. Оно призывает нас поступать с другими так, как нам хотелось бы, чтобы другие поступали с нами, и не делать никому того, чего не желаем самим себе.

Среди древнейших высказываний такого рода мы можем найти, например, древнеегипетское выражение: “Люби лю­дей, чтобы люди тебя любили”. А великий китайский учи­тель этики и этикета Конфуций говорил: “Не делай другому того, чего себе не пожелаешь”. В конфуцианстве до сих пор это изречение считается фундаментальным. Лев Толстой так суммировал эти слова Конфуция и вообще его представле­ние о взаимоотношениях с людьми: “Необходимо владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами по­ступали”.

Л. Н. Толстой рассматривал Золотое правило как этиче­ский принцип, присущий всем религиям, наиболее после­довательно сформулированный в учении Иисуса Христа и выражающий общечеловеческую суть нравственности, фор­мулу отношения человека к себе через его отношение к дру­гим.

В средневековой этике Золотое правило рассматривалось в контексте заповеди любви в качестве связующего звена между христианским учением и социальной нравственно­стью. Существуют три разные формулировки Золотого пра­вила, в которых мы можем увидеть его основной смысл. Они звучат так:

1. Чего себе не желаешь, не делай того другим

2. Сам не делай того, что осуждаешь в других

3. Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними

Западногерманский профессор XX века Г. Райнер также

выделяет три формулировки Золотого правила:

1. Правило сопереживания: “(Не) делай другому то, что (не) желаешь себе”;

2. Правило автономности: “(Не) делай сам то, что ты

находишь (не) похвальным в другом”;

3. Правило взаимности: “Как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так же и вы по отношению к ним”.

Русский философ В. С. Соловьев называл этот принцип “правилом справедливости” и “правилом милосердия”, кото­рым следует руководствоваться в отношениях между людь­ми и нарушение которого деформирует человеческое пове­дение.

Хотя в произведениях Аристотеля в чистом виде Золотое правило не встречается, в его этике есть много созвучных размышлений, например на вопрос “Как вести себя с друзья­ми?” Аристотель отвечает: “Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами”. Фалес Милетский, Гесиод, Сократ, Платон, Сенека - все они в той или иной форме говорили о важности этого принципа. Золотое правило нравственности входит в концепцию английского философа Т. Гоббса. Британский пе­дагог и философ Д. Локк видит в Золотом правиле “непоко­лебимое нравственное начало и основу всякой обществен­ной добродетели”. Ссылки на Золотое правило как критерий нравственной оценки мы находим также у К. Маркса, А. Бе­беля, П. Кропоткина.

Римский политический деятель, философ и писатель Се­нека выразил это следующим образом: “Если хочешь жить для себя - живи для других”. Нечто подобное приказал на­писать на стене своего дворца император Александр Север (III в. н. э.), выразив Золотое правило этики словами: “Что хочешь, чтобы люди делали тебе, - делай сам”.

Этот принцип разделяли фарисеи и первые христиане, ка­толики и протестанты, люди самых разных вероисповеданий, взглядов и сословий. Христианский закон любви к ближне­му основывается именно на этом правиле. Автор следующей формулы остался неизвестным, но его анонимная максима достойна внимания и звучит так: “Люби людей. Пользуйся вещами. А не наоборот”. Известный психоаналитик Эрик­сон Золотое правило сформулировал несколько по-иному, назвав его Золотым правилом поведения, тем самым обна­ружив некий скрытый потенциал, заложенный в этом прин­ципе: “Взаимодействуйте с людьми так, чтобы результат ва­шего общения давал новые силы и другому и тебе”.

Как мы видим, Золотое правило носит общечеловече­ский характер и на протяжении многих веков является нрав­ственной основой формирования всех остальных качеств человека.

Поступайте только согласно такому принципу, руководствуясь которым вы в то же время можете пожелать, чтобы он стал всеобщим законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: