Возникновение христианства. Quot;Золотой век" Римской империи

Quot;Золотой век" Римской империи

1. Лучший римский император. "Золотым веком" империи называют время правления династии Антонинов (96-192 года). "Наступили годы редкого счастья, когда каждый мог думать, что хочет, и говорить, что думает" - так писал историк Тацит.

Согласно установившемуся в Риме порядку наследования высшей власти, предшествующий император усыновлял своего преемника. Когда император-усыновитель умирал, на трон вступал усыновленный. Так, императором Рима в 98 году стал полководец Марк Ульпий Траян. Родившись в Испании в семье знатных римских колонистов, он прошел путь от простого офицера до командующего римскими легионами в Германии.

Траян как-то сказал: "Я хочу быть таким императором, какого сам себе желал, если бы был подданным". Он прославился своей справедливостью и строго следил за исполнением законов. Заботясь о бедных, император создал фонд для оказания помощи неимущим. Из него под небольшие проценты выдавались деньги крестьянам для ведения хозяйства. Каждого сенатора Траян обязал вкладывать треть своих богатств в развитие хозяйства на италийских землях. Италия перестала зависеть от поставок хлеба из Египта и сама обеспечивала пропитание своих жителей.

При Траяне жизнь в Риме и провинциях стала спокойней и зажиточней. Люди вновь обрели чувство собственного достоинства. Римский сенат присвоил Траяну титул "наилучший", с которым ранее обращались только к Юпитеру.

2. Войны Траяна. Траян победил давнего врага Рима Парфию. Его войска, пройдя Месопотамию. вышли к Индийскому океану.

Под началом Траяна римляне в двух войнах одержали победу над даками. Даки - народ, родственный скифам. Их страна располагалась между реками Дунаем и Днестром и Карпатскими горами, занимая территорию современной Румынии. Даки были мужественным народом. Они долго и упорно сопротивлялись римскому завоеванию. Их вождь Децебал был достойным противником Траяна.

Мы знаем подробности о ходе дакийских войн не только из письменных источников. Их описание в деталях запечатлено на колонне Траяна, воздвигнутой в Риме. На ней неизвестный скульптор изобразил всю военную кампанию - от высадки римлян на берегу Дуная до их окончательной победы. Траян представлен среди своих воинов 60 раз в эпизодах марша, форсирования рек, военного совета, жертвоприношения, переговоров с врагами, награждения отличившихся воинов, принятия капитуляции даков.

Наиболее трагический период войны для даков - взятие их столицы. Терпя поражение, вожди даков подожгли свою столицу, а сами приняли яд.

После дакийских войн Рим утвердился на берегах Дуная. Здесь была основана провинция Дакия. Римляне создали укрепленную границу с военными поселениями, сторожевыми башнями, валами и рвами.

Военная слава Траяна сохранилась в памяти потомков - не только римлян, но и других народов. Автор "Слова о полку Игореве", великого произведения древнерусской литературы, вспоминает о Траяне и его военной "тропе".

3. Философ на троне. Великий греческий философ Платон считал, что "государства процветали бы, если бы философы были властителями или властители были философами". В многовековой истории Рима был император-философ. Звали его Марк Аврелий.

Марк Аврелий оставил сочинения философского характера, в которых утверждал, что человеческий разум имеет божественное происхождение, что все люди равны. Каждый человек должен следовать высоким моральным принципам, мужественно переносить все испытания. любить ближних, не делать зла. Марк Аврелий обращался к римлянам не как к подданным, но как к свободным согражданам.

Во время правления Марка Аврелия на придунайские провинции напали варвары. Варварами римляне называли народы, которые не говорили на латинском или греческом языках и находились на более низкой ступени развития, чем сами римляне. Римляне относили к варварам галлов и германцев, расселившихся на территории Северной и Центральной Европы.

Война с варварами - германскими племенами - оказалась затяжной. Римлянам удалось победить варваров, но они вынуждены были разрешить им селиться на придунайских землях.

4. Рим - столица империи. Расширялись границы империи, постепенно в нее включались новые и новые народы. В 212 году всем жителям империи по эдикту императора Каракаллы было даровано римское гражданство. Центром многоязычного государства был Рим. Его называли "Вечный город" или просто "Город".

Рим был огромным городом с просторными площадями, великолепными храмами и общественными зданиями в центре и с узкими, грязными улицами на окраинах. При Антонинах население города приближалось к миллиону.

Были расширены и заново украшены форумы - четырехугольные площади в центре Рима. Здесь кипела общественная и культурная жизнь. В центре Рима был сооружен просторный форум Траяна, с двух сторон окруженный величественными зданиями. В центре его высилась колонна Траяна.

В Риме возводились триумфальные арки, храмы. Великолепный храм Венеры и Ромы, богини Рима, возвышался между Палатином и Капитолием.

Римляне, как правило, строили городские здания из кирпича, облицовывая их для красоты мрамором. Они изобрели бетон - строительный раствор из глины, песка, камней. Бетоном заполняли пространство между двумя тонкими кирпичными стенами. Раствор затвердевал, и стена становилась мощной, почти несокрушимой. Не случайно до нашего времени дошло столько прекрасно сохранившихся остатков римских сооружений.

Дороги, как кровеносные сосуды, связывали сердце империи - Рим - с ее самыми отдаленными уголками. Не случайно почти на каждой присоединенной территории возникал свой "маленький Рим" - город, который в уменьшительной форме принимал имя великого родителя Рима или подражал его облику. Каждый город в империи считал необходимым иметь свой форум, амфитеатр, школу, быть похожим на просвещенный Рим.

Риму подражали, ему подчинялись, его прославляли и видели в нем совершенство. Рим был истинным цезарем городов. Образ Рима вошел в историю как символ мировой власти и цивилизации.

До сих пор в центре Рима возвышается Пантеон. Еще со времени Августа в Риме возникло много архитектурных сооружений, превосходящих размерами и великолепием отделки храмы и театры греков. Но впервые при Антонинах появились постройки, принципиально новые по архитектурному замыслу и исполнению. Одна из них - Пантеон - храм всех богов. Пантеон - это массивное здание, в основании имеющее форму круга, накрытое куполом. До конца XIX века это был самый большой купол в мире. В центре купола расположено круглое световое окно - "око Пантеона". Изнутри он был украшен множеством позолоченных звезд, что делало его похожим на ночное небо. Пантеон был "копией" космоса. Молящиеся находились внутри храма, а не снаружи. Купол Пантеона как бы заключал их в единый мир, объединял их чувством божественной мощи. Мировая империя таила в себе тягу и к мировой религии.

20) Диоклетиан и создание системы домината.

Приход к власти императора Диоклетиана открывает новую, последнюю стадию в развитии римского рабовладельческого общества и государства: эпоху поздней Римской империи, продолжавшуюся около двухсот лет (со времени прихода к власти Диоклетиана в 284 г. до свержения по следнего римского императора Ромула Августула в 476 г.). Именно в этот период шло разложение и перерождение рабовладельческой системы хозяйства, вызревание новых, протофеодальных отношений как определенного социально-экономического уклада. По своему историческому значению период поздней Римской империи был эпохой социальной революции, в ходе которой завершалась одна социально-экономическая формация — рабовладельческая и рождалась другая — феодальная. 1. Реформы Диоклетиана. Установление домината. Кризис III в. поставил Римское рабовладельческое государство на край гибели. К концу III в. он стал ослабевать, хотя к моменту прихода к власти Диоклетиана социально-политическая обстановка в Империи была еще достаточно сложной. В Галлии бушевало восстание багаудов. Восставшие галльские земледельцы, колоны, беглые рабы, представители местных племен, которых поддерживали воинские части, укомплектованные из местных жителей, контролировали значительную часть Центральной Галлии, создали собственную организацию управления; и даже избрали своих императоров — Аманда и Эли-ана (их имена сохранились в источниках). Багауды уничтожили римскую администрацию, громили виллы галльских и римских магнатов.

Воспользовавшись напряженным положением в Галлии, начальник римского флота в Британии Караузий в 287 г. объявил себя императором, захватил Британию и Северо-Западное побережье Галлии. Неспокойно было в Мавритании, где волновались местные племена берберов, бедные земледельцы, колоны. Племенные союзы франков и алеманов угрожали прорывом рейнской границы. На Евфрате хозяйничали персидские войска. Новому императору пришлось решать сложные задачи по стабилизации общей обстановки.

Для подавления восстания багаудов, восстановления спокойствия в Галлии и на рейнской границе был послан опытный полководец Максимиан, который в 286 г. провозглашается августом, т. е. полномочным соправителем Диоклетиана с правом управлять западной половиной Империи и резиденцией в Медиолане. Сам Диоклетиан, избравший своей резиденцией Никомедию, расположенную относительно близко от угрожаемых границ на Дунае и Евфрате, управлял восточной половиной Империи, включая Балканский полуостров. Разделение управления Империей между двумя соправителями было началом целого ряда крупных реформ, проведенных Деоклетианом, которые привели к серьезным изменениям государственной и социально-экономической структуры римского общества в IV—V вв. Денежная и налоговая реформа. Диоклетиан проводил экономические, административные и военные реформы. Они были порождены практической необходимостью. Нужна была боеспособная армия и разветвленная администрация, чтобы держать в повиновении подданных, защищать имперские границы и нападать на соседей. Для этого требовались большие средства. А их недоставало. Поэтому прежде, всего Диоклетиан попытался нормализовать денежное обращение, прекратив выпуск низкопробной монеты. Уже в 286 г. он приступил к проведению денежной реформы, приказав выпускать новую полноценную золотую монету. Была выпущена и новая медная монета. Однако реформа не удалась, так как реальная стоимость золота в слитках не соответствовала объявленной, несколько заниженной стоимости новой золотой монеты. Выпускавшиеся новые золотые и серебряные монеты быстро исчезали из обращения, и Диоклетиану пришлось возобновить чеканку низкопробной монеты.

Диоклетиан изменил систему сбора налогов — отныне большая часть их взималась не деньгами, а натурой. Для точной раскладки налогов в 289—290 гг. была произведена всеобщая перепись населения Империи. Ежегодная сумма налогов устанавливалась на 5 лет, но по истечении пятилетнего срока вносились соответствующие поправки. Через 15 лет всеобщая перепись населения повторялась.

В основу налогообложения были положены земля и обрабатывающие ее люди. После всеобщей переписи ввели поголовную подать (капитацию), которую было обязано платить все население Империи. Для всей Империи, включая Италию (без ее южных территорий, приписанных к городу Риму, жители которого по-прежнему освобождались от уплаты налогов), были установлены единые размеры налогов и способы их взимания.

Городские жители — ремесленники, торговцы — вместо поземельного платили подушный налог в тех же размерах, что и плательщики анноны. Эта система налогообложения с подробным учетом налогоплательщиков при помощи тщательно составленных описей — кадастров — была заимствована из практики восточноэллини-стических государств, и прежде всего Египта.

Материальная ответственность за поступление налогов с колонов и помещенных на землю ра(5ов была возложена на землевладельцев. За налоги городских жителей отвечали куриалы — члены городских управлений (курий). Реформа налогов, проведенная Диоклетианом, способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии. Прикрепленность к месту жительства налогоплательщиков гарантировала казне полное поступление налогов, а магнатам, кроме того, — постоянную рабочую силу.

Военная и административная реформы. Постоянное военное напряжение при слабой подвижности пограничных армий, состоявших из воинов, проживавших со своими семьями в пограничных деревнях, требовало проведения военной реформы. Диоклетиан приступил к ней вскоре после своего прихода к власти. Но завершилось преобразование армии при его преемнике Константине уже в IV в. Кроме старой, организованной еще при Септимии Севере пограничной армии были сформированы подвижные маневренные войска. Они были расквартированы в городах и по приказу императора образовывали малые или большие действующие армии. Так как контингенты войск были увеличены и условия службы в армии ухудшились, то добровольцев для ее пополнения уже не хватало. Диоклетиан обязал землевладельцев поставлять в армию определенное в зависимости от размеров их земельных владений количество воинов из числа проживавших на их землях колонов и сельскохозяйственных рабочих. Таким образом, и военная реформа способствовала прикреплению колонов, так как магнаты стали теперь более жестко пресекать их попытки покинуть свои хозяйства. Варваризация армии, начавшаяся еще во II в. и прогрессировавшая в III в., в результате военной реформы Диоклетиана еще более усилилась.

Пограничные военные поселения, образовывавшие местные армии, кроме своей малоподвижности были неудобны еще и тем, что местные военачальники нередко провозглашали себя императорами. После введения маневренных армий центральная власть укрепилась. Опираясь на них, Диоклетиан и Мак-симиан сумели подавить восстания вн>1ри империи и достичь некоторых успехов в войне с персами. Как мероприятие, вытекавшее из потребности подавлять восстания в провинциях и усилить оборону границ, эта военная реформа временно себя оправдала.

В обстановке борьбы с народными восстаниями, узурпаторами, варварскими племенами, с Персидской державой становилось все очевиднее, что разделения Римской империи на две части недостаточно. Кроме того, процессы экономического обособления провинций зашли так далеко, что управлять ими из двух центров: Никомедии и. Медаолана — было трудно.

С целью укрепления центральной власти Диоклетиан присвоил себе и Максими-ану имена Иовия и Геркулия, т. е. сыновей Юпитера и Геракла, подчеркнув тем самым божественное происхождение императорской власти. Кроме того, в 293 г. он провел дальнейшее разделение Империи. Одного из своих высших командиров' — Гая Галерия Диоклетиан провозгласил своим помощником и соправителем и присвоил ему звание цезаря. Из восточной половины империи Галерию был выделен в управление Балканский полуостров (кроме Фракии) с резиденцией в городе Сирмиуме. Одновременно западный август Максимиан в Медиолане провозгласил своим помощником и соправителем, также с титулом цезаря, Флавия Констанция Хлора. Он передал ему в управление Галлию и Британию. Резиденцией Констанция Хлора был город Августа Треверов (совр. Трир).

Оба были провозглашены цезарями в один и тот же день. Августы женили их: один — на своей дочери, другой — на падчерице и усыновили. В дальнейшем предполагалось, что по истечении 20 лет со времени прихода к власти Диоклетиана и Максимиана оба августа отрекутся от престола и возведут в этот сан своих цезарей, которые, в свою.очередь, должны были провозгласить цезарями двух своих полководцев. Эта система центральной власти в Империи получила название тетрархии, т. е. власти четырех. Вместе с обожествлением двух августов эта система предполагала сочетание абсолютизма с военно-административной оперативностью. Кроме того, обожествление императоров, доступ к которым теперь был обставлен сложным церемониалом, заимствованным с Востока, главным образом у персидского царского двора, затрудняло покушения на императоров, что было обычным явлением в III в. Разделение верховной власти между четырьмя авторитетными полководцами с перспективой у двух младших по званию цезарей сделаться августами сокращало возможность появления узурпаторов. Предполагалось, что система тетрархии с усыновлением цезарей упорядочит преемственность центральной власти.

Высшей властью обладал старший август. Известен случай, когда потерпевшего поражение от персов Галерия недовольный Диоклетиан вызвал на доклад и, прежде чем выслушать, заставил в императорском одеянии, усыпанном алмазами, на виду у всех пробежать более полутора километров за своими носилками.

Диоклетиан приступил и к административной реформе провинциального управления. Провинции, в свое время возникавшие по мере завоевания римлянами новых территорий и сохранявшие примерно свои старые границы, Диоклетиан разукрупнил и заменил новыми. Новых, меньших по размерам провинций было организовано 100, а Рим был выделен в особую, 101-ю административную единицу. Администрация новых провинций теперь тщательно следила за населением, быстрее предупреждала или подавляла волнения, лучше собирала налоги. Создание новых провинций, не совпадающих с исторически сложившимися границами, должно было, кроме того, подорвать усилившийся в III в. сепаратизм старых провинций, способствовать укреплению единства Империи, Военное командование было отделено от гражданской администрации. Несколько провинций объединялись в диоцез. Диоцезами управляли викарии, назначавшиеся императорами. Наместники провинций назывались ректорами, они подчинялись викариям. Ректоры особо важных провинций подчинялись непосредственно императорам. Рим — глава мира — сохранил свое прежнее устройство, но фактически перестал быть столицей, его сенат превратился в совет города Рима.

Во всей Империи устанавливалась единообразная бюрократическая система с целым рядом инстанций, с переходами от низших канцелярий и должностей к высшим. Новая политическая система должна была нормализовать внутреннюю жизнь в стране, укрепить центральную и местную власть, а следовательно, упрочить положение господствующего класса Римской рабовладельческой империи.

Упорядочение военной, административной и налоговой систем стало приносить свои результаты. В 296 г. Диоклетиан подавил восстание в Египте. С большим трудом, но все же удалось оттеснить персов в 298 г. за пределы Империи. Затянувшиеся восстания в Африке и Мавритании были наконец жестоко подавлены в 297 г. Максимианом.

Эдикт о твердых ценах и заработной плате. Содержание возросшего военно-бюрократического аппарата требовало все больших расходов. Население страдало от увеличившихся налогов, продолжавшегося роста цен на товары и неустойчивости денежной системы. Это отражалось на поступлении налогов. И Диоклетиан в 301 г. издал эдикт о твердых ценах на продаваемые товары и о твердых ставках заработной платы. Эдикт был направлен на борьбу со спекуляциями и ростовщичеством. Дороговизна была такой, что воин за самую простую вещь нередко платил все полученное им жалованье. За продажу товаров выше установленных цен полагалось наказание вплоть до смертной казни. На некоторых рынках были сооружены плахи, возле которых дежурили палачи, готовые немедленно привести в исполнение приговор злостному спекулянту. Эдикт о ценах и заработной плате преследовал цель облегчить положение широких масс населения Империи путем приведения в соответствие рыночных цен и реальной заработной платы. Однако цены и ставки заработной платы были вычислены произвольно и не могли быть едиными для огромной Империи, отдельные части которой оставались хозяйственно обособленными, имели различный уровень экономического развития.

Несмотря на жесткие меры, эдикт с самого начала выполнялся плохо и после Диоклетиана был официально отменен. 1. Религиозная политика Диоклетиана. Борьба с христианской церковью. Последним значительным мероприятием Диоклетиана была борьба с христианством, которое к этому времени распространилось в городах и частично в армии, имело разветвленную и хорошо организованную церковную администрацию. Христианство исповедовали часть вельмож, даже жена Диоклетиана и его дочь. Христиане оказывали пассивное сопротивление недавно утвержденному культу двух августов, выступали против почитания древних богов, т. е. против тех основ, которые,.по мысли Диоклетиана, приверженного к древнеримским традициям, должны были идеологически объединить подданных с трудом воссоединенной Империи. Жестокий гнет налоговой и военно-административной системы, установленной обожествленными императорами, способствовал проявлению оппозиции к новому режиму в религиозной форме отрицания прежде всего божественности императоров. Это благоприятствовало дальнейшему распространению христианства. Но главной причиной, вызвавшей при Диоклетиане жестокое гонение на христиан, была хорошо налаженная и обладающая большими средствами церковная администрация во главе с епископами. Диоклетиан, по-видимому, усмотрел в ней организацию, параллельную государственной и, следовательно, мешающую окончательному укреплению единства государства, а потому подлежащую уничтожению.

В феврале 303 г. был обнародован первый эдикт против христиан. За ним в скором времени последовали еще три. Было запрещено отправление христианского культа. Приказывалось разрушать церкви и сжигать христианские книги. Имущество христианских общин конфисковывалось. Каждый христианин должен был публично отречься от своей веры и принести жертвы божественным императорам и языческим богам. В числе других это должны были сделать жена и дочь Диоклетиана. Христиане, отказавшиеся выполнять эдикты, подвергались преследованиям, пыткам, тюремному заключению и даже смертной казни; их имущество конфисковывалось.

Однако столь суровые меры наказания не сломили христиан, наоборот, их организации приобрели еще больший авторитет. Этому способствовало и то, что римская религия, возникшая в незапамятные времена, несмотря на все изменения, уже не соответствовала уровню и характеру социально-экономического и идеологического развития. 3. Междоусобная борьба за власть между преемниками Диоклетиана. Победа Константина (306—337 гг.). В 305 г. Диоклетиан и Максимиан в торжественной обстановке отказались от власти и ушли в отставку. Августами были провозглашены бывшие цезари: Галерий — для восточной половины, Констанций Хлор — для западной половины Империи. Августы избрали себе заместителей — цезарей, как это было задумано в свое время Диоклетианом. Однако не прошло и года, как вся система тетрархии была нарушена провозглашением в разных местах Империи новых августов и цезарей, между которыми началась ожесточенная борьба за власть. "В этой борьбе постепенно выдвинулся на первое место сын Констанция Хлора от первого брака Константин. (Его мать Елена в молодости была простой служанкой в солдатской таверне.) Уже в юношеском возрасте Константин проявил себя смелым, рассудительным воином и командиром, чем снискал популярность в войсках, которыми командовал его отец. После неожиданной и ранней смерти Констанция Хлора в 306 г. британские легионы провозгласили Константина цезарем, а август Галерий, опасаясь недовольства сильной западной армии, был вынужден признать это провозглашение. Во вспыхнувшей затем борьбе за власть над всей Империей между Галерием и вернувшимся к управлению государством Максимианом и его сыном Максенцием Константин проявил завидную осторожность, выжидая истощения сил воюющих сторон, постепенно наращивая свои силы и политическое влияние. После смерти Галерия в 311г., когда старшим августом стал Лициний Лициниан, Константин заключил с ним союз, направленный против Максенция, управлявшего центральной областью Империи Италией и африканскими провинциями. Выждав удобный момент, Константин повел свои галльские войска в Италию. Решающее сражение с Максенцием произошло под Римом у местечка Красные скалы в 312 г. Христианская легенда передает, что в решающий момент битвы над легионным значком, под которым сражался Константин, появился христианский крест с надписью «Сим победишь». Максенций был разбит и утонул в Тибре. Константин стал повелителем западной половины Империи, а его союзник Лициний, разгромив своих соперников на Востоке, стал августом ее* восточной половины. Новые августы ненавидели и боялись друг друга. На первых порах объектом их острых разногласий был вопрос о том, кто должен управлять провинциями Балканского полуострова. В результате войны 314—316 гг. Константин добился перехода Балканского полуострова, кроме Фракии, под свою власть и между ним и Лицинием был заключен мир. Константин стал претендовать на положение старшего августа, с чем Лициний был вынужден мириться. Воспользовавшись затруднительным положением последнего во время нападения готов на Фракию в 323 г., Константин под предлогом борьбы с готами захватил Фракию, а когда Лициний попытался вытеснить своего вероломного союзника из этой области, это привело к войне, в которой Лициний был разбит, низложен с престола и вскоре убит. В 324 г. Константин стал единственным правителем всей Римской империи. 4. Развитие домината при Константине. Завершение социально-экономических, политических и военно-административных реформ. Внутренняя и внешняя политика Константина были прямым продолжением ре: форм Диоклетиана. В 314 г., сразу после прекращения наиболее острого периода междоусобий, Константин провел новую денежную реформу, устранявшую основной недостаток реформы Диоклетиана. За годы, прошедшие между двумя реформами, удалось вычислить более точную стоимость золота в слитках, в результате чего и была выпущена новая золотая монета солид весом в Уте часть римского фунта. Она сделалась основной монетой и единицей счета сначала в западной половине, а потом во всей Империи. Стабильность новой денежной системы укрепилась еще и потому, что в ее основу было положено одно золото. Из серебра стали чеканить только мелкую разменную^ монету. Стабилизация денежной системы дала1 возможность восстановить некоторые денежные сборы, замененные в прошлом натуральными повинностям^. Оживились денежные сделки на рынках. Но по-прежнему кроме монеты в обращении продолжали ходить слитки золота и серебра с клеймами финансовых чиновников, удостоверявших их вес и качество. Натуральные отношения внутри обширных императорских хозяйств существенно не изменились.

На протяжении всего правления Константина издавались эдикты с целью упорядочения поступления в казну налогов и обеспечения рабочей силой сельского хозяйства и ремесел. Продолжалось начавшееся при Диоклетиане прикрепление к месту жительства и работы куриалов, ремесленников и колонов. Материально-ответственным за поступления налогов от горожан — куриалам — запрещались переселения из родного города и уклонения от выполнения муниципальных повинностей. Если обнаруживали куриалов, которым удалось поступить в армию или в имперскую администрацию, то их немедленно возвращали в свои курии, потому что их обязанности были не только пожизненными, но и наследственными. Куриалы разорялись, так как были обязаны из своих средств погашать недоимки по сбору налогов. Их ряды принудительно пополнялись новыми состоятельными людьми, в том числе сыновьями ветеранов, если они по каким-либо причинам не поступали на службу в армию.

Начавшееся еще при Диоклетине прикрепление к земле колонов продолжалось и получило законодательное оформление в конституции Константина «О беглых колонах», изданной в 332 г. Уход колонов приводил к запустению или к ухудшению обработки больших участков земли. Это вело к затруднениям при сборе налогов, так как налоги могли поступать полностью только при условии обработки всех земель. Император приказывал возвращать беглых колонов в имения, к которым они были приписаны, и в наказание заставлять их работать закованными в цепи, как рабов. Лица, принимавшие и укрывавшие беглых колонов, должны были платить налоги, следуемые с этих колонов. Правительство и магнаты были заинтересованы в том, чтобы вся земля, пригодная для сельского хозяйства, была обработана и снабжена рабочей силой.

Успешные пограничные войны, которые вел Константин, способствовали увеличению числа колонов за счет военнопленных — варваров. Таким образом ускорялся процесс варваризации Империи. Высокие налоги и злоупотребления имперских чиновников привели к возникновению еще одного важного социального явления — патроциния. Патронат — пребывание под покровительством сильного человека — издавна был известен в Риме. Но теперь он принял особые формы и распространение. Мелкие свободные крестьяне в деревнях, ремесленники и куриалы в городах, спасаясь от административного и налогового гнета, добровольно переходили под патроцинии местных магнатов и становились их колонами. Свои земельные участки они отдавали магнатам и получали их снова уже в прекарное владение. Кроме того, такие колоны получали от принявших их под патроцинии господ защиту от притеснений властей.

Успешно начатая Диоклетианом военная реформа была завершена при Константине.

1. Восточные боги в Риме. Со времени императора Августа в Риме стало распространяться поклонение восточным богам. Самой популярной богиней была египетская Исида, мать младенца Гора. Ей воздвигали храмы в Риме, в городах Италии и даже на краю римского круга земель - в Британии.

Римские солдаты особенно почитали индоиранского бога Митру, которого называли "Непобедимое Солнце". 25 декабря в день зимнего солнцестояния праздновался день рождения Митры.

По всей империи распространилось ожидание умирающего и воскресающего бога-спасителя.

Даже римских императоров стали именовать спасителями и оказывали им божественные почести.

2. Рим и Иудея. Во время правления Августа в далекой Иудее произошло событие, которое поначалу мало кто заметил. Однако оно оказало огромное влияние на все будущее человечества. У юной иудейской женщины Марии родился мальчик, которого нарекли Иисусом. Позже его станут называть Сыном Божиим и Христом - Мессией (помазанником), посланником Бога. От рождения Христа начнется наша эра, будет вестись современное летосчисление (см. § 2).

Иудея - южная часть Палестины. В 1 веке до н. э. римляне завоевали Иудею, но сохранили там власть местного царя. История Иисуса Христа разворачивается в Иудее во времена императоров Августа и Тиберия в годы правления царя Ирода. Римляне не преследовали и древнюю религию иудеев, сохранился высший совет иудейских священников Синедрион. В его владениях находились внутренние дела. Верховное управление Иудеей осуществлял римский наместник - прокуратор.

Галилея, где родился Иисус, - это северная область Иудеи. Здесь находился городок Вифлеем, где, как верили иудеи, должен появиться на свет Мессия (по-гречески - Христос).

3. История Иисуса Христа. Ученые многие годы спорили о том, действительно ли жил Иисус Христос или сведения о нем носят легендарный характер. Теперь ученые пришли к выводу, что Иисус жил и проповедовал свое учение в Иудее.

Жизнь Иисуса Христа и основы его учения изложены в четырех Евангелиях ("Евангелие" по-гречески - Благая весть). Авторами Евангелий были евангелисты Матфей, Марк и Лука и апостол Иоанн Богослов. О Христе также сообщается в Посланиях апостолов, входящих, как и Евангелия, в Новый Завет. Новый завет - это часть Библии - Священного Писания христиан.

Благовещение. Христиане верят, что архангел Гавриил был послан Богом в галилейский город Назарет к Деве Марии, обрученной с плотником Иосифом. Архангел сообщил Марии благую весть, что у нее родится Сын Божий.

Рождество. Во время переписи населения, проводившейся римлянами, Мария и Иосиф должны были отправиться в город Вифлеем. Здесь в ночь с 24 на 25 декабря родился младенец Иисус. Места на постоялом дворе не было, поэтому Мария родила сына в яслях, где находились домашние животные. О рождении Иисуса-Спасителя возвестила Вифлеемская звезда. Три мудреца с Востока пришли поклониться божественному младенцу.

Детство и юность Иисуса. Через сорок дней после рождения Иисус, по иудейскому обычаю, был принесен в храм в Иерусалиме. Здесь старец Симеон признал в нем Мессию. Царь Ирод, боясь предсказанного появления нового царя иудейского, приказал убить всех младенцев. Мария с сыном и Иосиф бежали в Египет. Когда Иисусу было двенадцать лет, он с Марией и Иосифом прибыл в Иерусалим. Здесь он покинул их и отправился в храм, где поразил присутствующих своими мудрыми рассуждениями. В храме отрок Иисус назвался Сыном Божиим.

Крещение Иисуса. Пророк Иоанн Предтеча (Креститель), живший в пустыне, предсказал появление Христа. Он совершил крещение Иисуса, во время которого на него снизошел Дух Божий в виде голубя. После крещения Иисус Христос начинает проповедь своего учения.

Искушение. После крещения Иисус на сорок дней уходит в пустыню. Здесь его искушал дьявол, но Иисус преодолел все искушения.

Нагорная проповедь. Затем Иисус начал проповедовать свое учение. Он говорил собравшимся вокруг него о великой любви Бога к людям, о любви людей к Богу и необходимости любви друг к другу. Только в вере и любви люди могут стать совершенными. Иисус призывал не копить богатств. Он учил не судить других людей и поступать с другими так, как хотят, чтобы поступали с ними. Иисуса слушали его ученики - апостолы (по-гречески - посланцы) и множество народа.

Иисус открывает ученикам свое предназначение. После этого он сказал ученикам, что ему предназначено искупить грехи человеческие. Затем Иисус совершил различные чудеса и даже воскресил мертвого Лазаря.

Преображение. Христос и его ученики отправились в Иерусалим. Перед этим свершилось Преображение. Иисус Христос явился своим ближайшим ученикам в божественном облике, с небес раздался голос Бога: "Сей есть сын мой возлюбленный".

Въезд в Иерусалим. Перед иудейской Пасхой Иисус Христос на осле въехал в Иерусалим. Народ приветствовал его как царя иудейского, Мессию, призванного освободить иудеев от власти римлян. Иудейские священники были напуганы ликованием народа. Этого нищего проповедника из Назарета они считали нарушителем иудейского закона, самозванцем. Они решили, что Иисус должен предстать перед Синедрионом для суда над ним.

Тайная вечеря. Накануне суда Иисус провел свою последнюю совместную трапезу с учениками - тайную вечерю. Угостив их хлебом и вином, Иисус сказал, что это тело и кровь его. Это был первый обряд причастия.

Иисус открыл ученикам, что один из них предаст его. Тяжела и полна тоски была ночь в Гефсиманском саду, последовавшая за тайной вечерей. Предчувствуя неизбежное, Иисус обратился к Богу с молитвой пронести мимо него чашу страданий. Его напряжение было столь велико, что он покрылся кровавым потом.

Предательство и арест. Предателем стал ученик Христа Иуда Искариот. Он привел римских воинов. Чтобы они узнали Христа, Иуда поцеловал его. Христа взяли под стражу.

Осуждение. На суде Синедриона еврейские первосвященники вынесли Христу смертный приговор, ибо он открыто заявлял, что он Мессия. Этот приговор должен был утвердить римский прокуратор Понтий Пилат. На Пилата большое впечатление произвели мудрость и достоинство осужденного. Он предложил собравшемуся народу помиловать Христа. Однако народ, еще недавно восторженно встречавший Христа, избрал для помилования разбойника, а Христа приговорили к распятию.

Распятие. Распятие было римской казнью для отверженных, рабов, нищих. Христа подвергли бичеванию. Римские стражники издевались над ним. Они надели на Христа терновый венец, насмехаясь над царем иудейским, как называли его верующие. Израненный Христос сам должен был нести свой крест на место распятия - Голгофу. Над ним сжалился Симон из Кирены и помог ему.

Стражники распяли Христа, забив гвозди ему в руки и ноги, и затем оставили его умирать на кресте. Рядом с ним распяты были два разбойника. Один из них насмехался над Христом, а другой признал в нем Господа. Христос обещал благоразумному разбойнику, что тот сегодня же попадет с ним в рай.

Через несколько часов Христос умер. На землю внезапно опустилась тьма, в иерусалимском храме разорвался священный занавес, и земля содрогнулась. Римские солдаты, еще недавно издевавшиеся над Христом, были повержены в ужас.

Воскресение. Тело Христа сняли с креста, завернули в покрывало-плащаницу и похоронили в пещере. Вход в нее завалили тяжелым камнем. Когда на третий день Мария Магдалина с девами-мироносицами пришла к месту погребения, она увидела, что камень у входа отвален, а тело Христа исчезло. Христос явился ей, но она приняла его за садовника.

Встреча с учениками. На дороге в городок Эммаус воскресший Христос беседовал с встреченными им учениками. Апостол Фома даже погрузил пальцы в его раны, чтобы убедиться, что перед ним Учитель.

Христиане верят, что своей смертью на кресте Христос искупил все человеческие грехи. Тем самым он спас человечество и каждого человека, открыл ему путь к вечной жизни. За это Христа называют Спасителем.

Вознесение. Через сорок дней Христос вознесся на небо. Христиане верят, что в конце времен Иисус Христос снова явится на землю и будет вершить Страшный суд.

Из Нового Завета мы знаем, что Христос предназначил апостолам проповедовать свое учение. Апостолы были людьми простыми, неучеными. Когда же, как считают христиане, на них снизошел Дух Святой, они заговорили на разных языках.

Апостол Петр сначала проповедовал в Иерусалиме, а затем отправился в Рим. Здесь он собрал христианскую общину. Апостол Петр считается основателем христианской церкви. Согласно легенде, апостол Петр, будучи человеком не очень смелым, испугался преследований и покинул Рим. На Аппиевой дороге он присел отдохнуть. В это время перед ним явился Христос. Апостол спросил его: "Куда идешь, Господи?" Христос ответил: "Иду в Рим, чтобы быть снова распятым". Петр устыдился своей слабости и вернулся в Рим, где принял мученическую смерть на кресте. На месте его казни позже был воздвигнут собор Святого Петра.

Очень много для распространения христианства сделал апостол Павел. При жизни Христа он не был его учеником. Иудей Савл, так звали будущего апостола до крещения, преследовал христиан. Однажды на пути в Дамаск, куда он следовал, чтобы арестовать христиан, Павлу явился Христос. То был поворотный момент в жизни Павла. Он стал неутомимым проповедником христианства, организовывал христианские общины. Павел провозгласил всеобщее равенство во Христе: перед Богом нет "ни эллина, ни иудея, раба или свободного, мужчины или женщины". Павла арестовали, привезли в Рим, где и казнили. Как римского гражданина его не могли распять и отрубили голову.

Апостол Андрей был призван Христом в ученики первым. За это его называют Первозванным, Согласно легенде, Андрей проповедовал в тех землях, где позже стали жить славяне. Древняя русская летопись повествует, что Андрей дошел до того места, где через несколько веков был основан Киев, и предсказал, что здесь будет город, украшенный многими христианскими храмами. Андрей Первозванный считается крестителем Руси и ее святым покровителем.

4. Первые общины христиан. Первые общины возникли в Иудее и на Востоке. Во второй половине 1 века они появились в Риме и в Италии. Входившие в общины называли друг друга братьями и сестрами. Христиане собирались для совместной молитвы и трапезы, имевшей священный смысл. Еще только зарождались формы христианского богослужения и повседневного поведения христиан, которые должны были строго следовать евангельским заветам.

В Риме христианство преследовалось. Первые гонения на христиан были при императоре Нероне (см. § 59). Во время Нероновых гонений были казнены апостолы Петр и Павел. Первые христианские общины скрывались в катакомбах - подземных пещерах. Здесь христиане собирались, здесь они устраивали скромные молельни и хоронили умерших. Римские катакомбы сохранились до сих пор, они превращены в музеи.

Во время гонений христиан бросали на растерзание львам и другим диким животным. Их подвергали пыткам и казнили, но они не отрекались от своей веры. В 1-3 веках до н. э. христианство дало много святых мучеников.

5. Возникновение церкви. Постепенно общины христиан разрастались. В них вступало все больше людей, не только бедняков, но и состоятельных римлян благородного происхождения. Из общин возникла церковь - особая религиозная организация, объединяющая священников и простых верующих - мирян. Впоследствии церковью стали называть и христианские храмы - специальные здания для богослужения.

Высшими христианскими священниками были епископы. Старейшинами христианских общин являлись пресвитеры. Их помощниками были диаконы.

Жестокие гонения на христиан не только не разрушали церковь, но, напротив, способствовали ее укреплению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: