Выводы

Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики наркоманий, а именно:

  • нормативно-правовой базой;
  • обширными методическими и дидактическими разработками;
  • возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения контроль за их усвоением;
  • влиянием на уровень притязаний и самооценку;
  • свободным доступом к семье подростка для анализа и контроля ситуации;
  • возможностью привлечения специалистов по профилактике.

Проведенное анкетирование подростков «группы риска» показало результативность влияния воспитательного процесса на формирование антинаркотического мировоззрения учащихся. Большинство подростков ответили на поставленные вопросы серьезно и откровенно, что позволило получить достаточно достоверный результат. Из ответов видно, что большинство подростков впервые пробуют алкоголесодержащие напитки в возрасте 10-14 лет, и лишь небольшая часть опрошенных (6%) на момент опроса не пробовала алкоголесодержащие напитки. Среди вариантов причин начала употребления алкоголя, предложенных девушками, преобладают проблемы личностного определения. Юноши считают основными причинами стремление к раннему взрослению и подражание модели поведения родителей. Альтернативой употребления алкоголя среди подростков, опрошенные назвали социальные факторы, здоровый образ жизни и расширение профилактической деятельности школы. Девушки были более категоричны в суждениях и назвали альтернативой отказ от производства алкогольных напитков.

Анализируя соотношение ответов девушек в начале и в конце учебного года, можно сделать выводы об эффективности мероприятий по профилактике наркозависимости в центре образования №2. В мае результаты ответов говорят о том, что большинство респондентов считают наркоманию вредной привычкой, переходящей в болезнь, подчеркивая тем самым роль окружения в формировании зависимости. Большинство девушек высказали отношение к наркоманам как «жалею» и «ненавижу», что говорит о том, что уровень информированности о процессах физиологии и личности наркоманов в целом повысился. В то же время категоричность суждений по поводу причин наркомании в начале года снизилась к маю месяцу, что по-видимому говорит о сформированности отношений внутри коллектива и о вероятных контактах с наркогенным окружением. Если анализировать аргументы в пользу отказа от наркотиков, то видно, что девушки отдают предпочтение факторам здорового образа жизни и апеллируют к разуму.

Ответы юношей несколько отличны. В мае результаты ответов говорят о том, что большинство респондентов считают наркоманию болезнью, подчеркивая тем самым ведущую роль физиологических изменений в формировании зависимости. В то же время, снизилось число подростков, считающих наркоманию преступлением, что вероятно говорит о недостаточной информированности их о правовом аспекте наркомании. Появившиеся в мае ответы юношей «боюсь наркоманов» вероятно, говорят о негативном опыте контакта с наркогенной средой. В то же время категоричность суждений по поводу причин наркомании в начале года снизилась к маю месяцу, что, по-видимому, говорит о сформированности отношений внутри коллектива и о вероятных контактах с наркогенным окружением. Повысилось число респондентов, называющих причинами начала приема наркотиков глупость и любопытство, что также говорит о возможных контактах с наркогенной средой. Если анализировать аргументы в пользу отказа от наркотиков, то видно, что юноши боятся смерти своей и близких в результате наркозависимости, а также считают эту зависимость дорогой.

Следовательно, в воспитательном процессе необходимо усилить правовое просвещение подростков, а также стремиться к формированию здоровьесозидающей среды в школьном коллективе и учебном процессе.

В Центре образования налажена совместная деятельность по профилактике правонарушений с партнерами из ГУВД, наркологической службой района, Центром психолого-медико-социального сопровождения Московского района.

В ГОУ ЦО № 2 с 2009 года работает клуб юных друзей правопорядка.

На 2009-2010 учебный год в клубе было задействовано 23 учащихся 8-11 классов. Запись в клуб продолжается.

По итогам работы КЮДП за 2009-2010 учебный год:

1. В Культурном центре ГУВД состоялись соревнования КЮДП «Безопасность. ру», положившие начало созданию условий для изучения и распространения правовой культуры, активации правоохранительной деятельности среди учащихся образовательных учреждений. В игре приняли участие трое учащихся 10 а класса: Голунова Екатерина, Свечина Лера, Павлова Аня. Учащимися было придумано название команды – «Клуб звездный», девиз «Наша тема, наша агитация, здоровые дети – здоровая нация!» и сделан плакат на тему здорового образа жизни. По результатам игры участниками были набраны 12 баллов из 15 возможных.

2. Учащиеся, состоящие в КЮДП, приняли активное участие в организации «Правовой неделе», которая проходила в нашей школе.

3. Совместно с учащимися, состоящими в клубе, была подготовлена компьютерная презентация КЮДП.

4. Учащимися КЮДП подготовлена стенгазета для уголка клуба, где отражены в фотоотчетах основные мероприятия КЮДП.

Совместная работа службы педагогического сопровождения ЦО№2 и Муниципального образования№44 Московского района позволила проводить профилактическую работу не только с подростками, обучающимися в Центре образования, но и с семьями детей «группы риска».

Разработанные программы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся «Шлюпка» и формирования здорового образа жизни учащихся «Мои ступени» позволили более компетентно подходить в вопросах формирования антинаркотического мировоззрения учащихся к учебному процессу в целом.

В заключение предлагаю пять тезисов, которые выражают главное содержание антинаркотической педагогики и которые должны быть усвоены учащимися как можно раньше. Любому из них нечего противопоставить сторонникам наркотизма, поскольку каждый верно отражает сущность вопроса и объективное положение дел. Вместе с тем каждый из тезисов может стать темой обсуждения с учащимися, может быть развит на занятиях с учетом уровня эрудиции учителя в вопросах наркотизма и наркомании как самого опасного его проявления, а также уровня развития учащихся.

• Шаг в пропасть. Опасно это или нет? Сначала ты летишь, потом разбиваешься. Первая проба наркотика — начало такого полета. И конец будет катастрофическим.

• На продаже наркотиков зарабатывают много. Почему же иногда их дают бесплатно? Расчет на то, что пойманный на наркотический крючок будет платить всю оставшуюся жизнь. Рыбе тоже червяка дают бесплатно, но насадив его на крючок.

• Избавиться от наркомании невозможно, просто попросив у нее прощения, как у родителей, за плохой поступок. Наркомания не прощает ничего никогда и никому! Каждый наркоман в этом уже убедился.

• Человек, начавший потреблять наркотики, становится их рабом. Не верьте такому человеку: правдивым может быть только свободный, не раб. Здесь и друг может оказаться врагом!

• Избегайте общества людей, потребляющих наркотики: наркотическая зараза распространяется незаметно! [11]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: