На основании соглашения между ЦПМСС и ОУ № 2 от сентября 2008 года педагогом-
психологом Васильевой Т.В. в феврале 2011 года была проведена программа
«РRОздоровый выбор» с учащимися 11 класса.
В программе участвовали 20 учащихся.
Цель программы: профилактика поведения высокой степени риска среди подростков.
Задачи:
1. Выявить актуальные проблемы среди молодежи и подростков.
2. Научить оценивать личный риск в различных жизненных ситуациях.
3. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью.
4. Развитие навыков уверенного отстаивания своего здорового поведения.
5. Повышение уровня информированности о негативных последствиях употребления
ПАВ.
Используемые подходы:
Комплексный подход. В программе есть занятия, как по специфической, так и
неспецифической профилактике. Первые позволяют дать молодым людям достоверную информацию по таким проблемам, как наркозависимость. табакокурение, и другим, а последние - развить навыки поведения в сложных ситуациях, умение отстоять свое мнение, сказать «нет», оказать и\или принять поддержку, умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации и справляться со стрессами и кризисами. При использовании такого подхода программа выглядит не просто как отдельные занятия, а как обучающий курс, дающий не только знания по широкому спектру проблем, но и воспитывающий. При рассмотрении проблем в комплексе человеку проще понять, что все взаимосвязано, и увидеть, что существуют общие правила безопасности и оптимальные модели поведения, применимые во многих ситуациях.
|
|
Интерактивный подход. Этот подход позволяет подростку проявить самостоятельность, сделать по-своему, сделан, свой выбор и свои выводы Ценность самостоятельно принятого решения намного выше, чем навязанного, и вероятность воплощения его потом в поведении тоже выше. Задача ведущего - поставить проблему, а выбор и реализация его остаются за участниками. Этим стимулируется активность и самостоятельность, закрепляются приобретенные поведенческие навыки.
Игровой подход. Игра - наиболее простая форма общения с подростками. Игра это то, что без вреда для здоровья и авторитета позволяет примерить любые маски в различных ситуациях. Многие игры позволяют моделировать ситуации из реальной ЖИЗНИ, отрабатывать навыки на практике, узнать, что думают другие. В игре все происходит понарошку, но если примеренная и ней маска и сыгранный тип поведения оказывается более выгодным и получает поддержку от окружающих, человек сможет сменить свой тип поведения на другой.
Ассоциативный подход. Используется для закрепления в памяти с помощью ассоциаций необходимой информации.
|
|
Выводы: Результативность программы оценивались тремя методиками:
- методика «СуЪег-Реег». блок «ПАВ», изменение уровня информированности
- Адаптивный опросник ВОЗ. изменение рискованности поведенческих установок
- Методика Рокича. изменение системы ценностей
информированность безопасность установок
Уровень информированности после проведения программы повысился на 40% и достиг
показателя 80% от абсолютного. Изменение рискованности поведенческих установок
увеличилась в меньшей степени - на 30%
По результатам методики Рокича, проведенной после окончания программы в 60%
случаев такие ценности как здоровье, развитие, активная жизненная позиция - на первых местах.
Рекомендации:
1. Мотивировать учащихся на формирование собственных безопасных поведенческих
установок, а также на распространение информации в среде сверстников.
2. Предоставлять учащимся достоверную информацию о негативных последствиях
употребления ПАВ.
3. Активно привлекать учащихся в профилактические мероприятия (акции,
интерактивные семинары).
4. Обладающих знаниями и навыками учащихся для проведения профилактических
мероприятий в молодежной среде привлекать в волонтерские движения.
5. Учащимся, чье поведение входит в группу риска, можно рекомендовать обращаться в ЦПМСС на консультации к специалистам.
Приложение 4.
«Шлюпка».Программа комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся