Тема: Нравственное воспитание школьников.
План:
1. Понятия «Мораль», «Нравственность».
2. Формирование нравственного поступка и поведения.
3. Сущность нравственного воспитания и его задачи.
4. Критерии нравственной воспитанности.
5. Направления нравственного воспитания.
Понятия «Мораль», «Нравственность»
Существуют понятия «Мораль» и «Нравственность». Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется, как синоним морали.
Вообще понятие «Мораль» шире, чем понятие «Нравственность».
Мораль – это сумма правил принятых в обществе и регулирующих отношения между ними.
Нравственность – это совокупность навыков правильного поведения, присущее конкретному человеку.
Мораль Нравственность
Общество Я
Формирование нравственного поступка и поведения.
Основой нравственности является нравственное чувство.
Нравственное чувство – это постоянное переживание отношений между людьми (радость, успокоение)
Нравственное чувство порождает нравственное сознание и мышление – это знание норм поведения, осмысление нравственного поведения в обществе, своих чувств, принятие решений, выбор.
Нравственный поступок
Нравственные чувства - переживание, эмоции.
Нравственное сознание - знание норм, анализ,
И мышление оценка,
Принятие решения,
Вывод
Нравственная воля – упорство, борьба,
Преодоление трудностей,
Терпение.
Поступок
Вывод.
Взрослые должны заботиться о формировании нравственного чувства у детей, учитывая рекомендации:
учить сопереживать,
учить заботиться друг о друге, проявляя сочувствие,
читать рассказы детской литературы о нравственности, жития святых и беседовать о прочитанном, выражая свои чувства жалости, огорчения, радости,
смотреть видеофильмы нравственного содержания и обсуждать поступки.
Таким образом, личностные качества формируются только при чувственном освоении норм поведения.
Формированию нравственного сознания и мышления у детей способствует:
примеры жизненных ситуаций,
рассказы о правилах поведения,
анализ и оценка поступков людей,
разыгрывание сценок.
А ТАК ЖЕ
читать рассказы детской литературы о нравственности, жития святых и беседовать о прочитанном, выражая свои чувства жалости, огорчения, радости,
смотреть видеофильмы нравственного содержания и обсуждать поступки.
Для развития воли:
предлагать ситуацию по принятию решения,
приучать к выполнению норм,
предлагать задания, требующие терпения. Например: ответить только по команде,
учить терпению (выполнение правил, пост и т.д.)
учить делиться,
учить уступать,
упражнять в хороших поступках.
Формирование нравственного поведения.
Наше поведение складывается из поступков.
В народе говорят: