Внимание и ум во время богослужения

Как вы думаете, чем занят в течение двух часов богослужения ум человека, едва начавшего ходить в храм, если он не знает ни славянского языка, ни каких-либо молитв, не читал Евангелие и не понимает значение происходящего? Сначала он внимательно рассматривает всю обстановку храма и даже пересчитывает молящихся, певчих, священнослужителей, иконы в иконостасе, вслушивается в мелодии церковных песнопений. Обдумывает ассоциации, которые в нем при этом возникают. Отмечает знакомые слова, которые он когда-то раньше слышал: «Господи помилуй», «Премудрость», «Паки и паки», «Иже херувимы», «Отче наш», «Аллилуйя». Но, наконец, все новое, незнакомое рассмотрено и пересчитано. Пройдет еще полгода, новичок научится ставить свечки, правильно зажигать лампадки, подходить под благословение и прикладываться к иконам. Что же ему делать дальше? Чем занять ум во время богослужения?

Дальше надо попытаться понять что-то в самом богослужении и обратить внимание на то, что происходит при этом внутри нас, учитывая, что происходящее в душе не менее важно, чем то, что делается снаружи.

В отношении богослужения мы наблюдаем за чинопоследованием, по возможности запоминая, из каких частей состоит богослужение, и какая часть за которой следует. Желательно размышлять над их содержанием и символическим смыслом происходящего. Например, во время вечерни:

на 103 псалме – о сотворении мира,

на молитвах священника с обнаженной главой перед Царскими вратами – об изгнании Адама из рая,

на входе с кадилом – о пришествии в мир Спасителя для просвещения и спасения людей, о древнейшем христианском песнопении «Свете тихий», в котором Тихим Светом называется Сам Господь наш Иисус Христос,

на стихирах и тропаре – об истории праздника и о святых, чью память мы в этот день совершаем,

на «Ныне отпущаеши» - о праведном Симеоне Богоприимце и Сретении Господнем, неизбежной собственной смерти и т.д.

На богослужениях можно, слушая службу, размышлять о местах Священного Писания, которые предлагаются нам при чтении Паримий, Псалтири, Апостола и Евангелия, просить о своих насущных нуждах, вспоминать о важных событиях своей духовной жизни. Одновременно с этим, если мы отвлеклись, необходимо возвращать ум к богослужению, отгонять от себя чужеродные мысли и чувства, которые приходят в голову даже в храме, терпеть усталость и болезни.

Удержать ум в нужном русле всю службу бывает трудно даже подготовленному человеку. Иисусова молитва облегчает эту задачу. А для тех, кто проводит много времени на богослужениях в храме, нет другого средства, кроме Иисусовой молитвы, для поддержания правильного внутреннего состояния в течение длительных служб. У некоторых духовных писателей сказано, что можно читать Иисусову молитву и одновременно внимать богослужению.

А теперь рассмотрим, чем не следует занимать свой ум во время богослужения. Итак, за богослужением мы не должны, но часто делаем это:

-с любопытством рассматриваем молящихся, священнослужителей, певцов, чтецов, лиц другого пола,

-ропщем на длинное богослужение, плохое пение и чтение, отсутствие скамеек, тесноту, духоту, длинную очередь и т.д.,

-стоим в сонном оцепенении без всяких чувств и мыслей,

-решаем в уме семейные, бытовые, деловые и научные проблемы,

-бесцельно блуждаем мыслями по закону ассоциаций, перебираем события мирской жизни, вспоминаем своих знакомых, родственников, друзей и врагов во всем богатстве наших взаимных отношений,

-фантазируем. Φαντασια – по-гречески воображение.

На фантазировании остановимся подробнее.

Нередко наши мысли и мысленные образы отрываются от реальной действительности. Такое действие ума зовется фантазированием или мечтательностью.

Фантазии докучают человеку не только в обыденной жизни, но и на богослужении в храме. Любимые многими литературные жанры, такие как фантастика, детектив, приключения, чаще всего являются плодом фантазирования авторов с целью пощекотать нервы читателя, разжечь его воображение, нагнать жути, возбудить страсти. И это не только книги, но и фильмы, и компьютерные игры, за которыми дети и взрослые просиживают часами, забывая обо всем на свете. Увлечение такими вещами способно надолго отодвинуть достижение подлинных молитвенных состояний, унавоживает почву для состояний нездоровых, прелестных.

Отрыв от реальности способен мало-помалу переместить центр жизнедеятельности человека в мир, созданный его собственным (или чьим-то) воображением, так называемый виртуальный мир. Бывают случаи, когда пространство сетевых игр предпочитается реальному. Почему? Потому что оно ярче и интереснее. Потому что маленький, незаметный, даже безработный в обыденной жизни человек в том мире может быть командиром отряда разведчиков, топ-менеджером известной фирмы, президентом страны. Он не задумываясь меняет одежду, машины, оружие. Если в этом мире он никому не нужен и не интересен, то в том он неповторимый, неуловимый и непобедимый. Со временем возникает зависимость, подобная наркотической, и человек начинает смешивать эти миры, не всегда отдавая себе отчет, где именно он находится в данный момент.

Существует, однако, и вполне допустимые области применения воображения, это планирование, проектирование, прогнозирование. Невозможно обойтись без воображения работникам искусства. Чтобы написать интересную книгу, писатель должен представить себе образы главных героев, сочинить сюжет. Кинорежиссер видит свою будущую картину во всех красках. Художник и скульптор сначала создают картину или скульптуру мысленно, а затем воплощают ее на полотне или в камне.

Другое дело молитва. Мы уже упоминали о том, что, святоотеческое учение запрещает использовать при молитве воображение и представлять с его помощью образы рая, ада, ангелов, святых, Богородицы, Господа даже в таком виде, как они написаны на иконах. Святитель Феофан Затворник пишет: «Самый простой закон для молитвы - ничего не воображать, а, собравшись умом в сердце, стать в убеждении, что Бог близ, видит и внимает, и в этом убеждении припадать к Нему» [2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: