Основная часть

Нравственные проблемы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Вступление.

· Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.

· Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был написан в 1840 году и является одним из самых лучших произведений русской литературы.

· В центре романа – человек, стоящий по своему развитию выше окружающего его общества, но не умевший найти применение своим способностям. Таким является Григорий Александрович Печорин, офицер.

· Печорин в романе будет действовать, совершать поступки, но для понимания идеи романа важна идея личности и идея сюжета.

· В романе автор поставил себе задачу показать типичного героя своего времени и его отношение к обществу.

ü К чему же стремится эта личность и находит ли она выход из сложившейся вокруг неё ситуации?

ü Какие нравственные проблемы присутствовали у людей в условиях тридцатых годов XIX века?

Основная часть.

«Герой нашего времени» — первый русский психологический роман. В нем, состоящем из нескольких разнотипных повестей, четко прослеживается логика развития характера главного героя.

В романе поставлены важные социально-философские проблемы, присущие поколению современников Лермонтова.

Основное внимание автор уделяет внутреннему миру главного героя, Печорина, у которого сильно развито чувство личности. В любом обществе всегда неизменно существовали нравственные законы. И всегда были люди, нарушающие эти законы. К ним можно отнести Печорина, который нарушал эти устои неоднократно.

Печорин — личность многогранная. Он умен, правильно судит о людях, о жизни, дает адекватную оценку и себе, и окружающим. То, что в обществе называлось прелестями большого света, любовные романы приводят к разочарованию в жизни. В великосветском обществе он не находит ни друзей, ни единомышленников и без сожаления порывает с ним. Печорин не задумываясь и безоглядно стремится навстречу опасности. Но при всей своей одаренности, Печорин — «нравственный калека».

1. Что такое жизнь? Нет человека, не задававшего себе этот вопрос. Может быть, в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» это – дорога. Судьба Печорина прослежена автором в случайных встречах, мимолётных знакомствах.

2. Петербург, Тамань, Пятигорск, Тифлис, Персия.… Над жизнью Печорина словно летает роковое предначертание, общение его с людьми приносит им горе и страдание.!!! На мой взгляд, центральная нравственная проблема романа – проблема, человека, отказывающегося отвечать за свои поступки, за каждый свой шаг. И это качество присутствует в Печорине.

В новелле «Бела» мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, старого офицера, штабс-капитана. Для штабс-капитана его приятель является совершенно чужим, странным по взглядам, по образу жизни, по отношению к окружающим, поэтому в рассказе Максим Максимыча Печорин предстаёт как загадочный, таинственный человек. Его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Ради обретения нового духовного опыта он, не задумываясь, жертвует и князем и Азаматом, и Казбичем и самой Былой.

В «Тамани» он позволяет себе из любопытства вмешаться в жизнь «честных контрабандистов» и заставляет их бежать, бросив дом, а заодно и слепого мальчика.

В «Княжне Мери» Печорин вмешивается в роман Грушницкого и Мери, разрушает наладившуюся жизнь Веры. Он считает приемлемым «обладать душой» другого человека, но ни разу не задумывался, откуда взялось это право на обладание.

В «Фаталисте» Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное: моральные ориентиры, нравственные ценности, идею духовного равенства.

3. Ещё один нравственный закон – уважение к миру, к людям.

Человек, унижающий других, не уважает себя, только торжествуя над слабым, он ощущает себя сильным. Печорин не видит в этом своей трагедии.

«Зло порождает зло; первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого», - рассуждает он.

Сам Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность, он говорит, что лучшая часть его души: «высокая, испарилась, умерла».

В разговоре с Мери он произносит: «Я сделался нравственной калекой». Печорин ощущает свою душевную неполноценность, не видит её причин, обвиняет мир и время в своём духовном гнёте. «…даже честь поставлю на карту.… Но свободу мою не продам», - говорит Печорин.

4. Как же он понимает свободу?

Герой романа ищет свободу в одиночестве, в бесконечных скитаниях, а всё это лишь внешние признаки свободы.

Неприкаянность, бессмысленная смерть «где-то по пути в Персию», духовная гибель, к которой приводит автор Печорина. Человеку не дано судить по иным нормам кроме общечеловеческих норм, так как всёдозволенность может привести к духовной смерти.

Во всех жизненных ситуациях он руководствуется лишь потребностью удовлетворить свои желания, тешить свое самолюбие. Окружающим его людям Печорин приносит несчастье.

Рушит жизнь Бэлы, ее семьи, подрывает веру Максима Максимыча в молодое поколение, вторгается в жизнь контрабандистов, убивает Грушницкого и делает глубоко несчастной Мэри, предсказывает смерть Вуличу, что и происходит на самом деле.

5. «Герой нашего времени» не только несет несчастья другим, он и сам глубоко несчастен. Стимулом к действию для него является его собственная воля, прихоти и желания. Тут Лермонтов выдвигает одну из нравственных проблем — проблему эгоизма.

Нравственные проблемы отражаются и в отношениях Григория Александровича с женщинами.

6. Он никогда не любил ни одну из них. Проблема счастья рассматривается Лермонтовым.

Отношения с Бэлой, Мэри, контрабандисткой Ундиной, Верой становятся своеобразными экспериментами, прихотью Печорина. Опять-таки срабатывает эгоизм — он забывает, что имеет дело с живыми людьми, гораздо слабее его. Да и появлялись женщины в жизни Печорина исключительно в моменты скуки.

Но было в Печорине нечто, что привлекало к нему Максима Максимыча. И это нечто — личные качества Печорина. Однако и их дружба обрывается драматически.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: