Исследование

С целью изучения индивидуальных особенностей самоорганизации, определяющих содержательную сторону направленности личности и составляющих отношения к окружающему миру, к себе, было проведено исследование, которая проходило на базе Института физической культуры, спорта и молодежной политики ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». В исследовании приняли участие студенты 3 года обучения в возрасте 19 – 21 год.

В результате анализа полученных данных категории терминального класса ценностей (убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) можно сделать вывод:

- наиболее значимым для респондентов, принимавших участие в исследовании, является блок, определяющий личностные ценности. На первый план выступают такие ценности как «Здоровье», «Любовь» и «Счастливая семейная жизнь», «Наличие хороших и верных друзей»; блоки «Профессиональная самореализация» и «Общие ценности» находятся, соответственно, на второй и третьей позициях.

Анализ полученных данных при исследовании «Инструментальных ценностей» респондентов показал:

- лидирующие позиции занимают «Этические ценности», а именно честность и воспитанность;

- самопожертвование ради других и терпимость также немаловажны для членов исследуемой группы; ценности дела и индивидуалистические находятся примерно на одинаковых позициях; ценности самоутверждения для данной референтной группы наименее значимы.

Достоверность данных, полученных с помощью теста Рокича, была подкреплена с помощью использования методики «ДОС-39», разработанной А. Д. Ишковым.

Результаты позволили выявить, что уровень самоорганизации находится на среднем уровне, а это значит, что студенты на данном этапе могут себя организовать, построить план назначенного пути и выполнить поставленные задачи не в полной мере. Это можно объяснить тем, что планирование человеком собственной деятельности в этот возрастной период недостаточно развито. Следует обратить внимание на навыки оценки собственных действий, умения преодолевать препятствия на пути к поставленной цели.

Таким образом, наиболее значимыми для данного кризисного периода являются личностные эмоциональные ценности, такие как проявление заботы о личной и семейной жизни. Профессиональная деятельность отступает на второй план.

Проведенное исследование подтверждает выдвинутое нами предположение – наличие у студентов третьего года обучения кризиса профессионального становления. Кризисы нельзя не замечать. Проявление их грозит крушением профессиональных надежд и, как следствие, несостоятельностью профессиональной биографии. Поэтому необходимо создание оптимальных условий для преодоления уже возникших кризисов путем подкрепления интереса к самому содержанию обучения, к способам добывания знаний.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе психологического сопровождения студентов вуза для создания стратегий преодоления кризисов профессионального самоопределения, а также преподавателями психолого-педагогических дисциплин.

Литература:

1. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп./ Э. Ф.Зеер, М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

2. Реан, А. А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие. / А. А. Реан, СПб., 2001. – 384 с.

3. Сыманюк, Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов./ Э. Э. Сыманюк,Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 320 с.

4. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха, Киев: Вагриус, 2004. – С. 27-34.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: