Кризисы профессионального становления можно рассматривать и как постоянные «кризисы разочарования» в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность в том, правильно ли выбрал профессию. Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: лучшим средством защиты от негативной перспективы кризиса является разочарование не в самом себе, а в окружающем мире, включая и разочарование в своей профессии, и в своем учебном заведении.
Условно можно выделить примерно следующие варианты «защит-разочарований» у студентов:
- разочарование в своих любимых преподавателях (на каком-то этапе студент вдруг «выясняет» для себя, что преподаватель – это тоже обычный человек, с обычным набором слабостей и недостатков).
Хотя на первых курсах обучения многие студенты видят (очень хотят видеть) образец совершенства и пример для подражания;
- разочарование в изучаемом предмете (в отдельных дисциплинах или во всей специальности);
|
|
- разочарование в перспективах своей дальнейшей работы.
Для юношей и девушек, сделавших своим выбором практическую профессиональную деятельность, трудности связаны, прежде всего, с расхождением идеальных представлений об условиях и содержании деятельности и реальным характером ее протекания. Чем больше расхождение, тем сильнее внутренние переживания и конфликты. Но для всех юношей и девушек важно найти свое место в обществе, поэтому необходимо направить свой кризис в продуктивное русло.