Слово 7. О добродетелях

Три добродетели, которые всегда охраняют ум и ему необходимы: естественное стремление, мужество и тщание. Три добродетели, кои ум, узрев в себе, удостоверяется, что он близок к совершенству, именно: рассуждение, различающее одно от дру­гого, предусмотрение всего прежде времени, и неколеблемость ничем внешним. Три добродетели сообщают непрерывный свет уму: неведение лукав­ства какого бы то ни было человека, благотворение нанесшим обиды, и перенесение постигающих скорбей без смущения. От сих трех добродетелей ро­ждаются другие три больших сих: от неведения лу­кавства других, в человеке рождается любовь; от благотворения оскорбивших—мир, от несмущенного перенесения скорбей — кротость. Четыре добродетели очищают душу: молчаливость, соблюдение заповедей, нищета и смиренномудрие. Ум постоянно имеет нужду в следующих четырех добродетелях: мо­литься Богу непрестанно, припадая пред Ним и прося Его помощи; ни кого не осуждать, быть глухим и невнимательным ко всем внушениям стра­стей. Четыре добродетели ограждают душу и избавляют ее от смущения врагов: милосердие, безгневие, долготерпение и забвение обид.

Четыре добродетели подают юности помощь по Богу: непрестанное поучение, тщание, бдение, и сми­ренное о себе мнение. Четыре вещи оскверняют душу: хождение в город и нехранение там очей, свобод­ное обращение с женщинами, дружеское знакомство с славными мира, общение и частая беседа с род­ственниками по плоти. Четыре вещи возбуждают блуд в теле: излишний сон, излишнее употребление пищи, смех и шутки, и украшение в одеждах. Четыре вещи помрачают душу: ненависть к ближнему, уничижение других, зависть и ропот. Четыре ве­щи соделывают душу бесплодною: перехождение с места на место, попечете и заботы, пристрастие к земным вещам и скупость.

Четырьмя вещами умножается в нас гнев: когда стремимся удовлетворить пожеланиям, когда последуем собственной воле, когда присваиваем себе право учительства, и когда почитаем себя мудрыми. Три добродетели, с трудом приобретаемые человеком, сохраняют все прочие: сокрушение сердца, плач о грехах своих, и непрестанное размышление о смерти. Три вещи обладают душою, прежде нежели она достигнет некоторой меры совершенства, и они препятствуют уму пребывать в добродетелях, именно: пленение, леность и забвение. Забвение бо­рется с человеком даже до смерти, силится изгла­дить все его благие помыслы, открывая вход всем помыслам злым, ежечасно разрушает созидаемое человеком.

2. Вот дела нового и ветхого человека! Кто лю­бит душу свою, тот, чтобы не погубить ее, делает дела, свойственные новому человеку. Кто же в сем кратком течении жизни ищет покоя, тот делает то, что свойственно ветхому человеку; но тем погубляет душу свою. Господь наш Иисус Христос, являя в теле Своем нового человека, говорил: «Любяй душу свою, погубит ю; а иже погубить душу свою, Мене ради, приобрящет ю» (Иоан. 12, 25; Матф.10. 39). Он есть Господь мира, и Им «разорися средостение ограды» (Ефес. 2, 14). Но между тем Он же говорит: «не приидох воврещи мир на землю, но меч» (Матф. 30, 34). И еще: «огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся» (Лук. 12, 49). Это есть тот огнь Божества Его, который возгорелся в душах, последовавших Его святому учению. Тогда они обрели меч духовный, и отсекли все вожделения плоти. После сего Он даровал им радость, сказав: «мир оставляю вам, мир мой даю вам» (Иоан.14,27). Так-то подвизавшиеся спасти душу свою, отсекали свои хотения, и соделались Его овцами, освященными в жертву.—Когда же Иисус Христос явится во славе Божества Своего, то призовет их одесную себя, говоря: «Приидите благословенны Отца л,его, наследуйте уготованное вам царствие от сложе­ния мира» и проч... (Матф. 25, 34). Вот как погубившие души свои в сей кратковременной жизни, не только обретут их во время нужды, но и получат на­грады, и притом несравненно большие, нежели как ожидали. Напротив, те, кои, исполняя свои похотения, по-видимому блюдут души свои в сем веке, порабощенном греху, и надеясь на суетное богатство свое, небрегут о заповедях Божиих, думая вечно жить в мире сем,—в день же суда познают стыд и сле­поту свою; и как козлища проклятые услышат страш­ный приговор Судии: «Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его», и проч. (Матф.25, 41, 42). Тогда уста их заградятся, и не найдут, что отвечать, вспоминая о своем немилосердии. Ибо хотя и скажут: «Господи, когда тя видехомь алчуща, и не послужихом тебе» (Матф.25, 44), но им сказано будет в ответ: благосотворивший единому из сих уверовавших в Меня, Мне сотворил (Матф.25, 45).

3. Возлюбленные братья! испытаем самих себя, и рассмотрим, соблюдаем ли мы, по силе своей, за­поведи Божии, или нет. Все мы обязаны исполнять оные по силе нашей: малосильный, сообразно немощи своей, сильный—соответственно силе своей. Вметавшие дары «в Газофилакию» были богаты; но Господь более возвеселился о двух лептах вдовицы; ибо Он смотрит на произволение души нашей. Не дадим места в сердцах наших нерадению, дабы зависть (врагов) не отлучила нас от Бога; но будем совершать по силам наше служение. Ибо как Он сотворил милость с дочерью Архисинагога, возвратив ее к жизни, как помиловал ту жену, которая, страдая кровотечением, истратила все имение на врачей, прежде нежели познала Христа; как Он подал здравие отроку Сотника, когда сей уверовал в Него; как Он оказал милость жене Ханаанской исцелением ее дочери, и воззвал к жизни Лазаря, друга Своего: точно так Он воскресил и сына бедной вдовы, подвигнутый ее слезами. Как не презрел Он Марии, помазавшей благовон­ною мастию и оросившей слезами ноги Его, так не отвратился и грешницы, когда она также мазала ноги Его муром со слезами. Как призвал Он Петра и Иоанна из ладьи, сказав: «грядита по мене» (Матф.4, 19), так призвал и Матфея, сидящего у мытницы. Как умыл Он ноги другим ученикам, так умыл оные и Иуде, без всякого различия. Как на Апостолов нисшел Дух Утешитель, так нисшел Он и на Корнилия. Как в Дамаске употребил Ананию для крещения Павла, говоря: «яко сосуд избрана Ми есть» (Деян.9, 15), так в Самарии для крещения евнуха Ефиопского употребил Филиппа. Ибо у Него нет никакого лицеприятия, и никакого различия ме­жду малым и великим, между бедным и богатым; но Он взирает на произволение сердца, на веру к Себе, на соблюдение Своих заповедей и на любовь ко всем. И все это служит благим знамением для души при исходе из тела; как и Господь сказал ученикам Своим: «О сем разумеют еси, яко Мои уче­ницы есте, аще любовь имате между собою» (Иоан. 13, 35).

4. На ком напечатлено сие знамение любви, от того со страхом отступят враги, весь же сонм Ангелов сорадуется ему. Возлюбленнейшие братия! употребим все силы для стяжания любви, чтобы не удержали нас тогда враги наши. «Ее может, - говорти Господь, град укрытися верху горы стоя» (Матф. 5, 14). О какой горе говорит Он, как не о слове Своем, о коем Он сказал: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет» (Иоан. 14, 23)? Будем усердно прилежать соблюдению слова Его; и труды наши тогда будут для нас как бы градом крепким и огражденным, который будет нас охранять от всех врагов на­ших дотоле, пока сретим Его Самого. Если получим таковое дерзновение пред Господом, то все враги Его и наши рассыплются пред горою слова Его. От сей-то горы камень, оторвавшись без по­мощи рук, сокрушил оный образ (виденный Навуходоносором), состоявший из золота, серебра, меди и железа. «Облецытеся, - говорит Апостол, во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Ефес.6. 11,42). Сии четыре начала, составляющая четверовидный оный образ, знаменуют враждующих против нас вра­гов, которые сокрушены камнем, т. е., словом Божиим, Сам же камень соделался великою горою, и наполнил собою землю. Возлюбленнейшие братья! да притекаем к сей горе; да будет она нам убежищем, и да сохранит нас от сих четырех властей злобы, чтобы и нам получить радость со всеми святыми, которые соберутся к Нему от че­тырех концов земли. Каждый за свои дела полу­чит свою степень блаженства. Сильно имя Его свя­тое, если оно пребудет с нами, оно укрепит нас на дела Его, и не попустит врагу обольстить сердце наше, но сохранит нас и укрепит, да возможем, по мере сил наших, понести все приключающееся с нами, ради имени Его святаго, и обрести милосердие с удостоившимися наследовать истинное бла­женство. Богу же Отцу, и Сыну, и Святому Духу слава, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: