1. По отречении от мира прежде всего представляется трудным подвиг страннической жизни, особенно, когда кто, оставив отечество, один удалится в пустыню, нося с собою совершенную веру, (несомненную) надежду, и твердость души против собственных хотений. Ибо тотчас окружат и будут устрашать тебя таковые помыслы: каким образом будешь ты переносить здесь искушения, крайние лишения, болезни, если подвергнешься оным? Тогда как не будешь иметь никого, кто бы позаботился с тебе, или навестил тебя. А там будет испытывать тебя благость Божия, чтобы обнаружилась твоя ревность и любовь к Богу. Наконец, когда ты будешь один в своей келлии, нападут на тебя самые тяжкие помыслы боязни; они скажут: спасает человека не пустыня, а соблюдение заповедей Божиих, и приведут на память каких либо родственников, и скажут: не Божии ли они рабы? Сверх того укажут на суровость воздушных перемен и немощь тела, чтобы ослабело твое сердце, и ты упал духом. Но если в тебе пребудут любовь и надежда; то злоба (врагов) нисколько не успеет; а напротив (чрез сие) откроется твоя ревность по Богу, (то есть), что ты более любишь Бога, нежели покой плоти. Скорбь пустынная приводит претерпевающих оную к надежде; надежда защищает от врагов, которые воюют на них чрез тело. Ибо не без цели же ты удалился в пустыню; но чтобы рассмотреть самого себя, и приуготовиться к борьбе со врагами твоими, и научиться низлагать каждого из них в свое время; по низложении же их достигнуть покоя бесстрастия.
|
|
2. Я почитаю делом великим и преславным победить тщеславие, и преуспевать в размышлении о Боге. Ибо кто одержим сею страстью тщеславия, тот чужд мира, ожесточается сердцем против святых, и к довершению своих зол, впадает в лукавство, гордость и навык ко лжи. Ты же, христианин, скрывай труды свои и добродетели, и блюди, чтобы язык твой не лишил тебя их, и не предал врагам твоим. Ибо кто действует право (по совести), и чрез покаяние очищает страсти и немощи плоти своей, тот соделывает душу свою драгоценною пред Богом, и делается угодным Ему храмом.—Кто же любит человеческую славу, тот не может быть свободен от страстей, но рвение и зависть обитают в нем. Таковой подвергает душу свою многим искушениям, и сердце его бывает уязвляемо демонами, потому что он не всегда находит возможность удовлетворять своим желаниям; конец же его погибель. Людям смиренным Сам Бог открывает грехи их, чтобы они познали их и покаялись, и если при сем будут иметь плач, растворяемый смиренномудрием, то изгоняют из души своей семь бесов, и питают оную истинною славою и святыми добродетелями. Таковые небрегут о поношениях человеческих; ибо памятованием о своих грехах, как щитом, они защищаются от гнева и льщения, и терпеливо переносят все, что бы с ними ни случилось.—Какое бесчестие может возмутить тех, кои пред лицем Божиим всегда видят грехи свои? Если ты не возможешь понести слов ближнего твоего, но захочешь отвечать ему тем же, то воздвигнутся в сердце твоем возмущения, которые причинят тебе беспокойства, как от того, что слышал, так и от того, что сам вопреки говорил. И ты почтешь блаженными живущих в безмолвном уеденении, и сердце твое будет раздражаться против ближних твоих, как будто бы, в них не было нисколько любви.—И так, постарайся приобресть терпение и любовь: ибо терпением побеждается гнев, а любовью исцеляется печаль. Посему, моли Бога, чтобы Он даровал тебе сии добродетели, коими бы ты мог победить страсть гнева. Если же еще встретится с тобою что либо возбуждающее гнев против ближнего; то гневайся на демонов, а с ближним всегда храни мир, имея в себе плач и смиренномудрие. Кто Бога ради, для сохранения мира, переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира, и может стяжать мир в душе, теле и духе.—Когда же сии три в человеке умиротворятся, тогда ослабеют все враги которые воюют против закона ума,—разрушится рабство плоти, и он назовется сыном мира, и Дух Святый вселится в него и не удалится.
|
|
3. Блаженны те, которые подъемлют труды в разуме! ибо они несут их без всякого отягощения, и избегают козней и хитростей демонов, и особенно тех, которые, внушая боязнь, отклоняют людей от всякого доброго предприятия, и душу упражняющуюся в Богомыслии, склоняют к беспечности, дабы отвлечь ее от такового делания, устрашая многотрудностью.—Но если будет в нас любовь, терпение и воздержание; то они (демоны) не возмогут отклонить нас ни от какого, доброго дела, особенно, если мы будем иметь в мысли, что леность ниспровергает все доброе. Если ты отрекся от мира, и презрел все видимые вещи, то блюдись от демона, наводящего печаль, дабы он представлением крайней нищеты и скорби, не воспрепятствовал тебе достигнуть великих добродетелей, которые состоят в том, чтобы считать себя за ничто, переносить равнодушно укоризны, и радоваться тому, что тебя почитают неспособным ни к какому делу и занятию мира сего. Если ты постараешься достигнуть сего, то приобретешь душе (нетленный) венец и украшение. Ибо не те нищи духом, кои отреклись от мира и терпят только внешнюю нищету; но те, кои оставили всякое зло, и непрестанно алчут и жаждут памятования о Боге. Также не те достигают бесстрастия душевного, кои исключительно прилежат телесным подвигам; но те, кои пекутся о внутреннем человеке, отсекают собственные хотения; они то получать венцы добродетелей. И так, стой на страже сердца твоего, и внимай чувствам, дабы память твоя умиротворилась с тобою от всех мирских помыслов, и не расхищалась разбойниками. Ибо тщательно наблюдающие за своими помыслами, познают какие из них хотят вторгнуться в область души и осквернить ее. Если ты будешь с пламенною ревностью прилежать Божественным заповедям, то приметишь врагов, кои смущают тебя, чтобы ввергнуть тебя в малодушие, представляя трудность и неудобность мест. Ибо они для того сильно смущают ум, чтобы привести его в рассеянность и праздность. Но те, коим известно лукавство (врагов) без смущения пребывают в том месте, которое они избрали, принося благодарение Богу. Так поступают в трудных и скорбных обстоятельствах те, кои заботятся о снискании терпения, великодушия и любви. Напротив, леность, беспечность и празднолюбие заставляют нас искать таких мест, в коих бы могли мы найти покой и славу. Вследствие сего, чувства делаются немощнее, восстает буря страстей, и гордостью и пресыщением губит сокровенное воздержание.
|
|
4. Если ум пожелает взойти на крест, прежде нежели уврачуются его чувства от немощи; потому что начал дело выше меры своей, не исцелив прежде свои чувства. Если сердце, против воли твоей, рассеивается и увлекается к совершению того, что ты не хочешь; то знай, что дело твое по естеству ветхого Адама.—Если сердце твое ненавидит грех, и отвращается всего того, что подает повод к согрешению, если разумно памятуешь вечную муку, удалишься от всего того, что влечет тебя в оную, и от души будешь молить Творца своего, чтобы Он помог тебе ни в чем не прогневлять Его, и простершись пред Ним, будешь со многими слезами молить Его так: Господи! Твое дело помиловать меня. Избави меня, Господи, от врагов моих, ибо я так немощен, что без Твоей помощи не могу избежать рук их. Если ты так будешь молиться, тщательно стараясь не огорчать тех, кои руководствуют тебя по Богу, то сие будет по естеству нового Адама, т. е. Иисуса Христа. Ибо, если бы человек и все исполнил, но не стяжал послушания, смирения и терпения, то уклоняется в дела противоестественные. И потому все твое сердце обрати к тому, чтобы повиноваться Богу, так умоляя Его с искренностью: к Тебе, Господи, с молением приступаю, «научи мя творити волю Твою» (Псал. 142, 10); ибо сам я не знаю, что мне полезно. Ты, Господи, сотвори за меня брань с врагами моими: ибо мне неизвестны козни их и ухищрения. Если таким образом будешь молиться от души, и стараться исполнять то, что сообразно с естеством нового человека, Иисуса, то Он не попустит тебе прельститься ни в какой вещи. Если ты соблюдаешь одну только какую либо заповедь, и несовершенно посвятил себя служению Господа; то и Он невполне будет оказывать помощь тебе. Как поле не может само собою очиститься от плевел, и произрастить добрых семян, ни принести вместе с плевелами добрых плодов, ибо сии подавляются плевелами; так и ты не возможешь соблюсти себя от греха и очиститься от плотских похотей, если не получишь Божественной помощи.
|
|
5. Итак, блюди себя от того, что порождает грех. Любостяжание есть злая матерь всех зол. Леностью питается своеволие; рождается гордость и презрение своей обязанности. Сердце, желающее начальствовать, порождает пристрастие к мирским беседам; отсюда происходит то, что начинаешь искать себе неполезного, отверзаешь слух свой людям злоречивым, хочешь слушать пустые речи, с желанием передать оные другим, любишь мирское, учишь тому, чему сам не научился и о чем тебя не спрашивают, оскорбляешь и уязвляешь ближнего твоим языком; за сим последует много и других зол.—Итак, если кто преуспевает, или желает преуспевать (в духовной жизни), тот тщательно да блюдет себя от поводов ко греху, и таким образом грехи сами собою ослабеют. Кто мужественно противоборствует грехам, тот видит и замечает их отраву; но кто презирает подвиг против грехов, тот готовит себе муку. Кто боится немощи тела, тот не достигнет естественного состояния. Кто прибегаете к Богу, и просит Его помощи при всяком труд, тот найдет в Нем покой. Если бы Гедеон не сокрушил водоносов, то не увидел бы света от светильников (Суд. 7, 20); так и человек, если не презрит тела (своего), то не увидит света Божественного. Также Иоиль, жена Хавера Кинейского, если бы не взяла кола кущного, не низложила бы гордости Сисары (Суд. 4, 21). Итак, если ум укрепится и решится последовать любви (к Богу и ближнему), то победит все страсти плотские и душевные. Ибо «любы долготерпит, милосердствует» (1Кор. 13, 4), избегает зависти и гордости, не попускает уму порабощаться тем, что противно естеству. Добрый ум есть глава и владыка души, и не позволяет ей принять что либо противное естеству; ибо показываете ей, сколько огорчений потерпела она чрез это.
6. Господь наш Иисус Христос, когда на кресте являл милосердие Свое к человеческому роду, то разлучил двух разбойников, среди коих был Он распят. Бывший на левой стороне смутился, видя, что расторгнуто преступное дружество, какое было у него с другим, висевшим на правой стороне; а сей, взирая со смирением и страхом на Иисуса, говорил: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си» (Лук. 23, 42). Из сего открылось, что они уже более не друзья. Висящий на левой стороне не может убедить друга своего к худому образу жизни. Впрочем те, кои не вступили еще на сей путь смирения и любви, часто падают и восстают, доколе не получат милости Божией, без коей они не могут наследовать спасения. Когда это так, будем подражать вере и смирению благоразумного разбойника. Смирение сделает то, что мы охотно перенесем бесчестие креста. Кто, подъяв крест свой, отделяется чрез Христа от находящихся на левой стороне (т. е. порочных), тот сознает грехи свои, коими оскорблял Бога, исповедует и оплакивает оные, испрашивает прощения и милосердия У Самого Бога, Коему сила и слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Слово 17. О радости души, работающей Богу
1. Во-первых, приветствую тебя и убеждаю к страху Божию, чтобы ты исполнением воли Его стремился к совершенству, и труды твои были не тщетны, но благоприятны Богу. Занимающиеся торговлею, когда приобретает прибыль, радуется, не обращая внимания на то, какие он подъял труды. Женившийся, если жена его успокаивает и себя ведет хорошо, то сердце такового веселится воин, сражающийся за царя своего, презирает смерть, для получения венца. Это дела сего мира преходящего. И если исполняющий дела мирские радуется, когда видит успех в них, то какою радостью должна быть объята та душа, которая предала себя на служение Богу, и тщательно исполняет сие служение. Она, при исходе из сей жизни, узрит Ангелов встречающих ее и радующихся об освобождении ее от властей тьмы. Ибо, когда душа изыдет из тела, то Ангелы ей сопутствуют. Тогда исходят в сретение ей все власти тьмы, и изыскивают, нет ли чего им принадлежащего, за что бы они могли удержать ее. Тогда же защищают ее Ангелы, а несравненно более ее собственные дела, коими она охраняется и ограждается от нападения противных сил, чтобы они не могли касаться. Если благие дела ее одержат верх, то Ангелы сопровождают ее с пением, пока она с веселием не предстанет пред Богом. В то время она забывает все дела мира сего и все труды, какие перенесла. Итак, тщательно будем трудиться в сем кратком поприще жизни, сохраняя наши дела чистыми и непорочными от всякого зла, чтобы освободиться из рук врагов наших, безмерно лукавых и немилостивых.
2. Блажен тот, в ком ничего для себя не найдут оные противные силы: ибо радость его, и веселие, и покой, и венец—неизреченны. Блага и наслаждения мира сего суетны и скоропреходящи.—Возлюбленные! будем по силам нашим плакать пред Господом, чтобы Он умилосердился над нами по благости Своей, послал нам помощь, с коею могли бы мы противоборствовать нападающим на нас врагам.—Будем внимательны к себе, направляя желание наше к Богу, чтобы Он исхитил нас из рук нечестивых врагов (когда они изыдут в сретение наше). Будем благосклонно принимать бедных, чтобы освободиться от сребролюбия (когда оно изыдет в сретение наше). Всех братий наших будем любить одинаково, отнюдь не питая ни к кому злобы, «не воздавая злом за зло» (Рим. 12, 17); чтобы освободиться от вражды (когда она изыдет нам в сретение). Будем сохранять мир со всеми, как малыми, так и великими; чтобы это сохранило нас от ненависти (когда она изыдет в сретение наше). Будем иметь смирение, во всяком случае прощая ближнему, хотя бы обиды и оскорбления потерпели от него, чтобы быть свободными от гордости (когда она изыдет нам в сретение). Будем воздавать честь ближнему нашему, ни в чем не укоряя его, хотя бы он и поносил нас, и соделаемся чуждыми злословия (когда изыдет оно нам в сретение). Будем презирать наслаждения и почести мира сего, чтобы быть свободными от зависти (когда она изыдет в сретение наше). Обучим язык наш славословию Божию, молитв, и правде, чтобы избавиться от лжи (когда она изыдет нам в сретение). Будем сохранять душу и тело от блуда и нечистоты (когда они изыдут в сретение наше). Все сии страсти удерживают душу во время исхода ее из тела, а добродетели служат ей защитою, если она приобрела их. Кто из мудрых не согласится в подвиге умереть, чтобы только освободиться от всех сих бедствий и зол. Будем исполнять должное по силам нашим, и благодать Господа нашего Иисуса Христа поможет смирению нашему. Ибо Он знает немощь человека, и потому дарует ему пристанище покаяния, доколе он находится в теле, даже до последнего издыхания. Итак, устремляй к Богу все помышления твои, дабы Он сохранил тебя. На мир сей не полагай никакой надежды, чтобы она не погубила тебя, ибо оставишь все земные вещи, и отсюда переселишься. Но что сделаешь ради Бога, то все будет тебе сопутствовать и помогать во время нужды. Возненавидь мирские беседы, чтобы сердце твое узрело Бога. Прилежи частой молитве, дабы просветилась душа твоя. Убегай нерадения, дабы не подвергнуться печали во время воскресения праведных. Храни язык твой, да просветится сердце твое. Не люби лености, и страх Божий вселится в тебя. Будь благосклонен, милостив к неимущим, дабы не постыдиться в присутствии святых. Не увлекайся вожделением яств, дабы не победил тебя Амалик (т. е. страсти). Воздерживайся от ропота, дабы не уязвили тебя (мысленные) змеи! Не люби употреблять вина до упоения, дабы тебе не лишиться Божественного веселия. Люби и почитай благочестивых людей, чтобы чрез них ты мог получить милость Божию. Чти святых людей, и ревность их к благому да поощряет тебя.
3. Помни царствие небесное, чтобы память (об оном) мало помалу воспламеняла в тебе желание сего (царствия). Содержи в памяти геенну, чтобы ненавистны были тебе дела, влекущие в оную. Ежедневно утром, когда встаешь (от сна), помышляй, что ты должен дать отчет во всех делах твоих, и не согрешишь пред Богом, но страх Божий вселится в тебя. Приготовляй себя к сретению Его, и будешь повиноваться воле Его. В чем преступишь оную, ежедневно приноси покаяние, и не устрашишься в час смерти. Пусть видят братия добрые дела твои, и благая ревность твоя да воспламеняет их. Ежедневно испытывай себя, какую ты страсть в себе победил, и ни в чем не надейся на себя; ибо милость и сила от Бога. Не превозносись верою и святостью своею; но до последнего издыхания пребывай в страхе. Пока жив, не верь себе, доколе не минуешь всех властей темных. Брат! бодрствуй против духа печали; ибо он многие распростирает сети, дабы уловить тебя. Печаль, которая бывает по Богу, приносит радость, и утверждает человека в воле Божией. Ежели помысл говорить тебе: куда убежишь, покаяться не можешь, прощения не получишь, то таковой помысл от врага, который ищет только того, чтобы ты оставил подвиг воздержания, и предался отчаянно. Печаль же, которая по Богу, не ввергает человека в отчаяние, напротив утешает его, говоря: не бойся, обратись к Богу, Который благ и милосерд, и знает немощь человеческую. Мужественно противоборствуй худым помыслам, и убежат от тебя: ибо они угнетают и побеждают робких и ленивых, отводя их от веры в Бога. Кто считает себя за ничто, и сознает свою неопытность и немощь, тот не поблажает своим похотениям, но повинуется Божественной воле.—Кто угождает самому себе, и свое мнение предпочитает мнению прочих, тот сим показывает, что нет в нем страха Божия.
4. Страх Божий есть хранитель души и защитник ума против всех врагов его. Кто ищет славы Божией, тот старается истреблять в себе всякую нечистоту. Заботящийся о себе в разуме, отсекает страсти. Ибо попечение (в разуме), как негде написано, придет к человеку мудрому. Истончевающий себя (воздержанием) приближается к здравию. Кто побеждает врагов царя своего, тот увенчивается.—Есть страсти, есть и добродетели. Если мы предаемся праздности, то сами соделываемся предателями себя. Труд по Богу бывает помощником добродетели; праздность есть матерь пороков. Долг, стяжавших добродетели, если и падут, не предаваться отчаянию, а восставать по падении. Умеренные телесные труды полезны при возделывания добродетелей. Страсти рождаются от нерадения. Неосуждение ближнего бывает стеною для разумноборющихся со страстями. Порицающий ближнего разрушает сию стену. Воздержание языка означает человека мудрого. Ослабляющий бразды языка показывает, что он далеко отстоит от добродетели. От милостыни рождается надежда; немилостивый чужд добродетели. Благоснисхождение к ближнему есть матерь чистоты; а рассеянность души рождает страсти. Жестокосердие рождает гнев.—Упражнение духовное отвращается земных занятий, «телесное обучение вмале полезно» (1 Тим. 4, 8). Душа ослабевает, когда предается попечениям; исправляется, когда объемлет безмолвие в разуме. Сытость сна возбуждает в теле страсти; а умеренное бдение охраняет сердце. Излишний сон расслабляет душу, умеренное же бдение возбуждает оную к подвигу и укрепляет. Кто проводит время бдения в пустословиях, тот лучше бы сделал, если бы провел оное во сне. Всех страстей спутник есть печаль. Смирение не уязвляет совести ближнего. Слава человеческая мало помалу рождает гордость. Кто любит довольство во всем, тот не имеет духовного разума. Воздержание чрева укрощает страсти; а пристрастие к яствам возбуждает неумеренные пожелания. Украшение тела причиняет вред душе. Размышление о суде Божием побуждает душу к исполнению обязанностей.
5. Кто попирает свою совесть, тот изгоняет из сердца своего добродетели. Боящийся Бога, бывает прилежен (к добру), а небоящийся Его, предается лености. Кто хранит уста свои и молчит в разуме, того мысль стремится к Богу; а от многословия происходит уныние и раздражительность.—Кто отсекает волю свою пред ближним, тот показывает сим, что он делатель добродетели; а кто исполняет свою волю пред ним, тот обнаруживает свое неразумие. Страх Божий и тайное поучение хранит душу от страстей; а мирские беседы помрачают оную, и отторгают от добродетелей. Пристрастие к земным вещам возмущает ум и сердце, презрение же оных доставляет успокоение. Скрывающий свои помыслы (пред отцами), ищет чести и славы мирской, а открывающий оные свободно отцам, изгоняет их из себя. В дом, в котором отверсты окна и двери, вползают всякого рода змеи; сему дому подобен человек, который трудится, но не хранит трудов своих. Как ржа снедает железо, так честолюбие снедает сердце человеческое. Как плющ, обвившись около виноградной лозы, истребляет плод ее, так тщеславие истребляет труды монаха. Как смирение выше других добродетелей, так чревоугодие гнуснее всех страстей. Конец добродетелей есть любовь, конец же страстей самооправдание. Как червь, подтачивающие древо, повреждает оное; так и злоба, питаемая в сердце человека, снедает оное. Кто повергает душу свою пред Богом, тот без смущения переносит оскорбления от людей. Кто не укоряет себя, тот побеждается гневом. Кто обращается с людьми мирскими, и входит с ними в беседы; тот возмущает и посрамляет душу свою, лишая ее дерзновения в молитве. Кто любит мир сей, тот помрачает душу свою. Кто совершенно презирает и ненавидит мир; тот знает и усвояет истинные блага. Кто с любовью подъемлет труды, тот удобно укрощает страсти, напротив от лености и праздности они рождаются и укрепляются.
6. Не входи в дела мирские, и душа твоя будет спокойна. Не надейся на свои силы, и помощь Божья будет соприсутствовать тебе. Не питай вражды ни к какому человеку; иначе молитва твоя будет неприятна Богу. Имей мир со всеми, чтобы молитва твоя была благоприятна Богу. Храни очи твои, и сердце твое не узрит зла. Кто смотрит на кого-либо с вожделением, тот совершает прелюбодеяние. Не желай слышать о бедствии того, кто оскорбил тебя, дабы сердце твое не усладилось мщением. Храни уши свои, а иначе сам на себя навлечешь брань страстей. Упражняйся в трудах и рукоделии, дабы нищий мог получить от тебя хлеб: ибо праздность есть смерть и погибель души. Частая молитва истребляет (мысленное) пленение; а всякое нерадение об оной, хотя бы малое, есть матерь забвения. Кто помышляет о близости смерти, тот удобно удерживается от грехов. Кто надеется долго жить, тот будет опутан многими грехами. Кто проводит жизнь свою с мыслью, что он должен дать ответ Богу во всех своих поступках, тот, при помощи Божией, старается очистить себя от всякого греха. Кто же небрежет о сем, говоря: когда еще настанет этот день? тот идет путем греховным. Ежедневно размышляй, где ты находишься и куда (должен) отойти, по исходе из тела, и ни в какое время не пренебрегай душою своею. Взирай на почесть, которую получили все святые,—и соревнование им мало помалу привлечет тебя к добродетели. Размышляй также об уничижении, которому подвергнутся все грешники, и это средство всегда будет охранять тебя от зла.
7. Что ни делаешь, делай с советом отцов твоих, и всякое время проведешь в спокойствии. Внимай себе: если беспокоит тебя помысл в том, что брат твой скорбит на тебя, то не презирай его, но с покорностью проси прощения у брата, доколе оное получишь. Не будь жесток и суров к брату твоему: ибо все мы терпим насилие от врага. Если ты живешь с другими братьями, то не повелевай ими; но сам трудись с ними вместе, чтобы не погубить мзды своей.—Если демоны будут смущать тебя чрез помысл в отношении пищи и одежды, или чрезмерного недостатка, или поношения; то ничего им не отвечай, но повергнись пред Богом от всего сердца, и Он тебя успокоит. Смотри, не будь небрежен в исполнении молитвенного твоего правила: ибо от сего изливается свет для души. Если ты совершил много добрых дел, то не возносись сим. Опять, если ты сделал много худых дел, то (и тогда) да не снедается сердце твое отчаянием, но решись твердо, чтобы оных более не делать. Если борет тебя блудная страсть, удручай тело свое подвигами, со смирением припадая пред Богом, и обретешь покой. Если борет тебя зависть, то вспоминай, что все мы члены Христовы, и что как честь, так и бесчестие ближнего нам с ним общи, и успокоишься. Если влечет тебя похотение вкусной и многой пищи, вспомни смрад, происходящей от нее,—и успокоишься. Если помысл понуждает тебя сказать что-либо худое о брате твоем, подумай, сколько это вредно для души, и противно Богу, и успокоишься. Если возникнет в тебе гордость, вспомни, что ею истребляются все плоды добродетели,— и успокоишься. Если помысл борет тебя уничижить ближнего, помысли, что Бог (за сие) предаст тебя в руки врагов твоих,—и сей помысл отступит от тебя. Если красота телесная прельщает сердце твое, то помысли, в какой она обратится смрад,—и успокоишься. Если услаждает тебя вожделение женщин, то вспомни о женщинах, уже умерших (и возсмердевших)—и найдешь покой.
8. Все сии страсти упраздняются рассуждением; рассуждение же невозможно стяжать без упражнения. Более всего необходимо безмолвие; безмолвие рождает подвижничество, от подвижничества рождается познание бедности человеческой и плач; а от сего страх Божий; от страха Божия происходит смирение; от смирения прозорливость, от прозорливости— любовь; любовь же соделывает душу здоровою и бесстрастною. Тогда человек вполне постигает, сколь далеко он отстоит от Бога. Кто желает достигнуть сих свойств добродетелей, тот должен отвергнуть всякую человеческую печаль (Лук. 21, 34), и приуготовляет себя к смерти. Каждый раз, когда молишься, должен рассматривать, что такое отлучает тебя от Бога, и избегает сего; должен возненавидеть временную жизнь; и благость Божия скоро ущедрит тебя всеми сими дарами. Поверь мне, что всякий, употребляющий без внимания пищу и питие и любящий что-либо мирское, не может достигнуть сего, но самого себя прельщает. Почему умоляю всех, желающих чрез покаяние примириться с Богом, воздерживаться от вина. Вино возобновляет все страсти, и изгоняете из души страх Божий. Моли Бога всеусилено, чтобы Он даровал тебе страх Свой, коим мог бы ты победите все страсти, борющие бедную душу твою, и отлучающую оную от Бога. Брат! доколе ты находишься в теле, не буде беспечен, и не доверяй себе, хотя бы чувствовал иногда свободу от страстей. Ибо враги с лукавым намерением на время прекращают нападения свои, чтобы мы ослабили подвиг; тогда они нападают внезапно на бедную душу, восхищают как птицу, и повергают оную в тягчайшие грехи, в сравнении с теми, об отпущении коих она прежде молилась. Итак, будем пребывать в страхе Божием, охотно подъемля труды в возделывании добродетелей, которыми укрощается злоба врагов: ибо труды сии не только хранят нас от страстей и врагов, но и уготовляют душе венцы, прежде исхода ее из тела. Святый Учитель наш Господь Иисус Христос, зная жестокость врагов наших, и соболезнуя о роде человеческом, заповедал нам бдеть, чтобы тати сии не пришли нечаянно, и не застали нас спящими. (Матф.24, 43). Опять, научая своих учеников, говорил: «Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той» (Лук. 21, 34). Поелику Он знал, что противники наши сильнее нас, то научает, что победить их зависит от Его помощи. А чтобы ученики Его не страшились врагов, то Господь предварительно сказал: «Се Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков» (Матф.10, 16), и заповедал им ничего не брать на путь. Так как они не имели ничего принадлежащего волкам, то волки и не могли их пожрать. Далее, когда они, сохранив заповедь Его, возвратились невредимыми, тогда Господь сорадовался сему, и благодарил за них Бога Отца. Укрепляя сердце их, говорил им: «Видех сатану, яко молнию с небесе спадша. Се даю вам власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит» (Лук. 10, 18, 19). Посольство оное было сопряжено со страхом и осторожностью, но когда они возвратились, исполнив заповедь Его, тогда дал им власть и силу.
10. Сии слова относятся не к одним только ученикам Его, но и ко всем, соблюдающим Его заповеди. Ибо, возлюбив их совершенною любовно, Господь сказал: «Не бойся малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам царство. Продадите имения ваша, и дадите милостыню, сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех» (Лук. 12, 32, 33). Когда же они соблюли и сие слово, то Он сказал им: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14, 27). И опять, возбуждая их к исполнению заповедей, говорит: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Иоан. 14, 23). Чтобы отъять от них страх со стороны мира сего, сказал: «в мире скорбни будете; но дерзайте, яко Аз победих мир» (Иоан. 16, 33). Ободряя их, чтобы они не малодушествовали в скорбях и исполняя сердца их радостью, говорит: «Вы есте пребывше со Мною в напастех моих: и Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой царство; да ясте и пиете на трапезе Моей» (Лук. 22, 28, 29, 30). Это Он сказал не всем, но тем, кои пребыли с Ним в искушениях. Кто же эти пребывшие со Иисусом во искушениях, как не те, которые мужественно борются со страстями, чтобы победить оные. Так Господь это говорил им, когда шел на крест. Посему тот, кто желает есть и пить на трапезе Господней, должен с Ним взойти на крест. Ибо крест Иисусов есть укрощение всех страстей, до совершенного их истребления.
11. Итак, блаженный Апостол, победивший оные (страсти), дерзал говорить: «Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Галат.2. 19, 2о). Следовательно, Христос живет в тех, которые победили страсти. Посему Апостол, наставляя чад своих, говорит: «Иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми» (Галат.5. 24). В послании к Тимофею, сыну своему, говорит: «аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас» (2 Тим. 2. 11, 12.) Кто же отвергается Его? Тот, кто исполняет плотские свои похотения и наносит укоризну святому Крещению; ибо чрез него даровано отпущение грехов. Но враг наш, по зависти, опять связал нас грехом. Господь наш Иисус Христос, от начала зная злобу врагов, даровал нам покаяние даже до последнего издыхания. Если бы не было дано покаяния, то почти никто бы не мог спастись. Поелику Апостол знал, что есть такие, которые будут грешить после Крещения, то и говорит: «крадый, ктому да не крадет» (Ефес.4, 28). Итак, доколе мы имеем печать Св. Крещения, потщимся изгладить грехи наши, чтобы найти милосердие в последний день, который уже приближается. Ибо вскоре явится Господь, «седяй на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним еси языцы» (Матф.25, 31, 32), и каждый просветится светом от собственного своего светильника, который будет держать в руке своей. Если кто не будет иметь елея, того светильник погаснет, и сам он ввержен будет во тьму; а чей светильник будет гореть и светить, тот войдет в царство небесное.
12. Братия! доколе находимся в теле, постараемся наполнить сосуды наши елеем, с коим бы светильник наш горел и сиял, когда будем входить в царствие Божие. Сосуд есть покаяние, а елей в нем означает совершение всех добродетелей. Светильник сияющий есть душа святая. Ибо душа, сияющая благими делами, войдет в царствие; а душа, омраченная злом, низойдет во тьму. Бдите, братия, и прилежите добрым делам: ибо время приближается. Блажен, провождающий жизнь свою бдительно. Плод уже созрел, и настает жатва. Блажен сохранившей плод свой: ибо придут Ангелы и положат оный в вечную житницу. Горе тем, которые уподобятся плевелам: ибо ожидает их огонь. Достояния мира сего составляют: золото, серебро, дома, одежды, и все это служит только пищею ко греху, а отходя отсюда, мы ничего не можем взять с собою. Наследие же Божие неизреченно, коего «око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде» (1 Кор. 2, 9). Оно (наследие) даруется тем, кои в кратком сем времени повинуются заповедям Его. Мы получим оное за хлеб, за воду, за одежды, поданные нищим, за человеколюбие, за чистоту тела, за непорочность сердца и за прочие добродетели. Те, которые совершают сии добродетели, находят спокойствие и в сем веке, и бывают в почтении у людей; когда же изыдут из тела, тогда наследуют бесконечную радость. Напротив, предающееся своим (греховным) похотениям, не приносящие в этом покаяния, порабощенные вожделению и обольщенные погрешительною мыслью, уловляются наслаждениями, питают в себе страсти, не страшатся суда Божия, жестоки и бесчеловечны к бедным, и прочими грехами опутываются и оскверняются; таковые (люди) и в сем веке бывают презираемы; когда же переселятся из сего мира, срам и поношение последуют за ними в геенну. А Бог силен сподобить нас того, чтобы мы преспевали в делах Его, воздерживались от всякого дела, и были сохранены во время искушения, имеющего придти на всю вселенную. Ибо Господь наш Иисус Христос не замедлит придти и воздать каждому по делам его: нечестивых пошлет в огнь вечный, благочестивым же разделит награды; и они войдут с Ним в царствие небесное, в коем почиют во веки веков. Аминь.