Регулятор жидкого кислорода двигателя РД–111
([2], листы 50, 51)
Регулятор давления окислителя служит для поддержания заданного давления окислителя на входе в газогенератор в течение всего времени работы двигателя.
Конструкция регулятора
Регулятор состоит из следующих основных узлов и деталей: корпуса (1), гильзы (3), золотника (2), крышки (5), сильфона (6), штуцера ввертного (12), травящего устройства (детали 13…19), мембраны (9). Корпус, крышка, золотник, гильза выполнены из алюминиевого сплава, сильфон – из нержавеющей стали Х18Н9Т.
В корпусе (1) установлены гильза (3) и золотник (2), имеющие по шесть поперечных щелей, расположенных в два ряда. Между золотником и сильфоном осуществлена жесткая связь с помощью быстроразъемного соединения. Фиксация от проворачивания золотника обеспечивается с помощью выступов тарели (8), удерживаемых в пазу золотника с помощью пружины (7). Сильфон разделяет пространство внутри регулятора на воздушную полость – между крышкой (5) и сильфоном (6) – и жидкостную полость – ниже сильфона. Герметизация воздушной полости обеспечивается прокладками (20), (19). Управляющий воздух в воздушную полость регулятора подводится через штуцер крышки (5). Воздушная полость регулятора через отверстие в стенке крышки связана с травящим устройством, которое сообщается с атмосферой. Травящее устройство служит для организации протока воздуха через полость управляющего давления с целью предотвращения увеличения плотности воздуха при соприкосновении его с деталями регулятора, омывающимися окислителем.
|
|
Травящее устройство состоит из жиклеров (14) и (15), прокладок (17) и фильтра с сеткой (13), зажимаемых в гнезде крышки регулятора проставкой (16) с помощью штуцера (18), через который воздух из регулятора отводится в дренаж. Жиклер (15) дозирует расход воздуха из полости управляющего давления в атмосферу.
Сетка служит для предотвращения засорения жиклеров. Чтобы не происходило замерзание травящего устройства, жиклеры обдуваются воздухом, поступающим из дренажа редуктора давления точной настройки. Обдув производится через штуцер (12), ввернутый в гнездо крышки регулятора. В выходном штуцере регулятора установлена мембрана (8), зажатая между корпусом регулятора и кольцом (11) гайкой (10). Мембрана имеет насечку, по которой она прорывается под давлением 15,5±2,5 кГ/см2 (изб) в период запуска насоса окислителя.
Работа регулятора
При подаче воздуха в регулятор сила давления воздуха, действующая на сильфон, перемещает золотник вниз и открывает полностью проходные щели гильзы. Окислитель заполняет жидкостную полость регулятора до мембраны.
|
|
С началом работы насоса давление окислителя в жидкостной полости увеличивается. Когда давление в жидкостной полости достигает 15,5±2,5 кГ/см2 (изб) происходит прорыв мембраны и окислитель начинает поступать к газогенератору. При дальнейшем повышении давления окислителя до величины, превышающей силу давления воздуха в управляющей полости регулятора, золотник перемещается вверх, постепенно перекрывая щели гильзы. Перемещение золотника продолжается до тех пор, пока силы давления управляющего воздуха и окислителя, действующие на золотник сверху и снизу, а также сила упругости сильфона не уравновесятся. В таком равновесном положении золотник обеспечивает расход окислителя через щели и давление на выходе из регулятора, соответствующее настройке регулятора, т.е. величине давления воздуха в управляющей его полости. При работе на установившемся режиме регулятор реагирует на изменение внешних условий следующим образом: если в силу каких-либо причин давление окислителя на выходе из регулятора повышается, сильфон начинает растягиваться, золотник перекрывает проходные щели гильзы и давление уменьшается до установления равновесного состояния.
При снижении давления на выходе из насоса распределение сил, действующих на сильфон, будет обратным, и золотник, перемещаясь в направлении, ведущем к увеличению щелей, восстановит давление в жидкостной полости регулятора до величины давления настройки. Изменение управляющего давления воздуха приводит к изменению настройки регулятора, т.е. к изменению давления жидкости на выходе из регулятора.
Особенности сборки
1. Диаметральный зазор между деталями поз. 2 и 3 должен быть от 0,05 до 0,112 мм.
2. Перед сборкой все детали обезжирить. Наличие во внутренних полостях загрязнений и излишков смазки взрывоопасно при работе с продуктом 099.
3. Перед сборкой золотник поз. 2 должен свободно перемещаться в гильзе поз. 3 в любом из возможных в работе положений при наклоне от золотника под углом 45° к вертикали.
4. Смещение перемычек деталей поз. 2 и 3 от номинального положения относительно входного штуцера корпуса поз. 1 не более 5°.
5. После сборки выдержать регулятор в течение одного часа при давлении воздуха в воздушной полости 93±2 кГ/см2 (изб).
Регулятор перекиси водорода с мембраной
двигателя РД–107 ([2], листы 52, 53)
Регулятор давления служит для поддержания заданного давления продукта 099 на входе в реактор в течение всего времени работы двигателя, а также для слива продукта 030 из магистрали.
Конструкция регулятора
Основные детали и узлы регулятора: корпус (1) с крышкой (2) и зажимной гайкой (3), гильза (4), золотник (5) с мембраной (6) и прижимом (7), узел сливного устройства с клапаном (9).
В корпусе (1) установлена гильза, между фланцем которой и буртиком крышки (2) посредством гайки (3) зажата мембрана (6), разобщающая полость управляющего давления «У» от жидкостной. В центре мембрана прижимом (7) прижата к золотнику.
Буртики золотника и прижима служат для ограничения величины максимальных прогибов мембраны при работе регулятора.
Жидкостная полость отделена от воздушной усом мембраны и уплотнительным резиновым кольцом (8). Штуцер (18) служит для подсоединения сливного трубопровода.
Уплотняющая часть сливного клапана (9) выполнена в виде сферической головки. Крепится клапан к шпинделю (13) с помощью проволочного замка (20) (сеч. Г–Г). Внутрь клапана вставлен шарик (10), шайба (12) и компенсатор (11), служащий для компенсации разности температурных деформаций шпинделя. Шайба служит для предохранения торца компенсатора от смятия, а шарик – для уменьшения момента на шпинделе при закрытии клапана. Уплотнение жидкостной полости сливного устройства регулятора обеспечивается манжетой (14), фиксируемой кольцами (15) и (16). Весь узел крепится гайкой (17).
|
|
Работа регулятора
При подаче воздуха в управляющую полость регулятора золотник перемещается вниз, открывая полностью проходные щели гильзы. С началом работы насоса давления продукта 030 в жидкостной полости увеличивается. Как только давление в жидкостной полости, действующее на мембрану, превысит давление воздуха в управляющей полости, золотник начинает перемещаться вверх, постепенно перекрывая щели гильзы. Перемещение золотника происходит до тех пор, пока силы, действующие на мембрану – давление управляющего воздуха и давление жидкости – не будут уравновешены.
При работе на установившемся режиме регулятор реагирует на изменение внешних условий следующим образом: если в силу каких-либо причин давление жидкости на выходе из регулятора повышается, мембрана начинает прогибаться вверх, золотник перекрывает проходные щели гильзы и давление уменьшается до установления равновесного состояния.
При снижении давления на выходе из насоса распределение сил, действующих на золотник и мембрану, будет обратным, и золотник, перемещаясь в направлении, ведущем к увеличению щелей, восстановит давление в жидкостной полости регулятора до величины давления настройки.
Изменение управляющего давления воздуха приводит к изменению настройки регулятора, т.е. изменению давления жидкости на выходе из регулятора. Открытие клапана (9) производится вручную путем вывертывания шпинделя за четырехгранник из гайки (17).
На двигатель регулятор устанавливается с клапаном (9), который находится в закрытом и законтренном состоянии.
Особенности сборки
1. Диаметральный зазор между деталями поз. 4 и 5 должен быть в пределах 0,05…0,09 мм.
2. Перед сборкой золотник поз. 5 должен свободно перемещаться в гильзе поз. 4 в любом из возможных в работе положений при наклоне от золотника под углом 45° к вертикали.
3. Перед сборкой все детали обезжирить.
4. После сборки выдержать регулятор в течение одного часа под давлением воздуха в управляющей полости 80 кГ/см2 (изб).
|
|
Регулятор перекиси водорода двигателя РД–214
([2], лист 54)
Регулятор давления служит для поддержания заданного давления на входе в реактор в течение всего времени работы двигателя.
Конструкция регулятора
Основные детали регулятора: корпус (1), золотник (3), гильза (2), мембрана (7), кольцо (8), крышка (5) и прижим (4).
Корпус, гильза и золотник сделаны из алюминиевого сплава АМг7, крышка – из алюминиевого сплава АВ.
В корпусе установлена гильза (2), между фланцем которой и буртиком крышки (5) посредством галки (6) зажата мембрана (7), разобщающая полость управляющего давления от жидкостной. В центре мембрана прижимом (4) прижата к золотнику. Буртики золотника и прижима служат для ограничения величины максимальных прогибов s и t мембраны при работе редуктора.
Жидкостная полость отделена от воздушной мембраной и уплотнительным резиновым кольцом (8).
Работа регулятора
При подаче воздуха в управляющую полость «А» регулятора золотник перемещается вниз, открывая полностью проходные щели гильзы. С началом работы насоса давление продукта 030 в жидкостной полости увеличивается и, как только давление в жидкостной полости, действующее на мембрану, превысит давление воздуха в управляющей полости, золотник начинает перемещаться вверх, постепенно перекрывая щели гильзы. Перемещение золотника происходит до тех пор, пока силы, действующие на мембрану – давление управляющего воздуха и давление жидкости – не будут уравновешены. При работе на установившемся режиме регулятор реагирует на изменение внешних условий следующим образом: если в силу каких-либо причин давление жидкости на выходе из регулятора повышается, мембрана начинает прогибаться вверх, золотник перекрывает проходные щели гильзы, и давление уменьшается до установления равновесного состояния.
При снижении давления на выходе из насоса распределение сил, действующих на золотник и мембрану, будет обратным и золотник, перемещаясь в направлении, ведущем к увеличению щелей, восстановит давление в жидкостной полости регулятора до величины настроечного давления.
Изменение давления управляющего воздуха приводит к изменению настройки регулятора, т.е. давления жидкости на выходе ее.
Контрольные вопросы:
1. Поясните назначение регулятора жидкого кислорода двигателя РД-111.
2. Опишите конструкцию регулятора жидкого кислорода двигателя РД-111.
3. Поясните принцип работы регулятора жидкого кислорода двигателя РД-111.
4. Перечислите особенности сборки регулятора жидкого кислорода двигателя РД-111.
5. Из каких материалов выполнены основные элементы регулятора жидкого кислорода двигателя РД-111?
6. Поясните назначение регулятора перекиси водорода с мембраной двигателя РД-107.
7. Опишите конструкцию регулятора перекиси водорода с мембраной двигателя РД-107.
8. Поясните принцип работы регулятора перекиси водорода с мембраной двигателя РД-107.
9. Перечислите особенности сборки регулятора перекиси водорода с мембраной двигателя РД-107.
10. Поясните назначение регулятора перекиси водорода двигателя РД-214.
11. Опишите конструкцию регулятора перекиси водорода двигателя РД-214.
12. Поясните принцип работы регулятора перекиси водорода двигателя РД-214.
13. Из каких материалов выполнены основные элементы регулятора перекиси водорода двигателя РД-214?