Глава 1. Управление в Египте, Шумере, Аккаде, Эламе

__________________

Вопросы территориального управления в египетском госу- < ■ Iи пн тюке находились в ведении визиря и монарха. И хотя ||нi| i i i n.но административно-податные единицы имели иерархию

Мм.. пиков, царь распоряжался этими территориями по своему

|М'Мо| |м пию. Что-то изымалось, что-то добавлялось, что-то пере- с и 11| и /и-пилось в пользу различных социальных слоев общества.

11|>имером может служить «Иммунитетная грамота фарао-

II | 1111 <>11 и II из Коптоса»13. Этот указ правителя Верхнего и Ниж- н to I I и ига определял четкие задания для всех иерархов Верхне- • н I I шм а, города Коптоса, Коптосского нома и храма Мина (бог

'родия) о недопущении использования своего личного со-

| I.HI.I (начальники, жрецы, служители, работники) на каких-либо им \ 'ирешенных и общественных работах.

;)та грамота как нельзя лучше свидетельствует о централи-

Управлении в Египте. Интересно, что указ фараона с точ-

Ы1 11 н'иия собственно документа представляет собой вполне зре-

|юрмулу. В ней налицо все необходимые реквизиты: чей указ,

к им. (Дресован, о ком идет речь, как следует поступать при его ис-

Iпении, какие могут быть возражения и, наконец, царская м. 11 п. и подпись. (Современные распорядительные документы dpi in тся почти так же.) Данный указ фараона отражает не только изъявление верховного правителя, но и определяет канву про- III ауры принятия и реализации управленческого решения. Определяя структуру системы управления египетским го- | i мрством, необходимо выявить и показать непосредственно процессы управления. Разумеется, что это непросто из-за недо- I пи ков документальных свидетельств. Однако анализ египет- 11 hi литературы позволяет определить какие-то отправные точ- | и фу п кционирования системы управления. Так, древнейшие ли- ii |i.i гурные памятники - «Тексты пирамид», «Мемфисский | и моеловский трактат», «Гимны диадемам и ритуалам» - носят в | м минном богословский характер. Но они прославляли Бога, царя i n. приближенного к Богу через символ божественности - диа- п мы, определяли церемонии передачи власти от Бога царю. I р.шеформация этого исходного момента управления привела к жесгвлению царей (фараонов) последующих династий. И ца­ри (фараоны) уже не наместники Бога на земле, не его дети, а бо-

И (царь - фараон - Бог).

Древнейшие египетские летописи («Туринский царский папирус», «Палермский камень») при всей ограниченности со- ч р, п I и вшихся сведений о них приоткрывают характер и особеннос-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: