__________________
Мн К иру II Великому, он расширил границы государства, а также
Шил сопротивление восставших в разных концах своей дер-
| I и 1,1 и стабилизировал положение персидского государства - earn iro сильного в те времена.
/lapий I пришел к власти в результате дворцового переворо- По прежде между друзьями-заговорщиками разгорелся спор о him, какую форму правления государством следует выбрать: еди- IHIнржавие, «исономию» (власть народа) или олигархию. Дарий mi.и казался в пользу единодержавия и привел веские аргументы.
I ii 11 его слова: «Если мы возьмем из трех предложенных нам на вы- | н ip форм правления каждую в ее самом совершенном виде, т. е. со- lii'piпенную демократию, совершенную олигархию и совершенную
и шархию, то последняя, по-моему, заслуживает гораздо большего 111" 11 ючтения. Ведь нет, кажется, ничего прекраснее правления од- М1 но 11аилучшего властелина». Мнение Дария поддержали.
Каким образом Дарий I понимал словосочетание «наилуч-
И ii властелин» и как он оценивал себя как царя, становится яс- п" и;) материалов, приведенных в книге «История Древнего Вос- II m;i, Тексты и документы» (Под ред. В.И. Кузищина. 2002). Так, 1. 11111 й I называет себя великим царем, царем царей, точнее,
К гн, входящих в империю под его властью, а таковых было
■ и и.мо тридцати. Он утверждает, что власть над огромным госу- шI к гном, куда входили различные страны и народы, дана ему от
Лхурамазды, и он совершает правление от имени и по пору-
н и ию бога. В этой связи все повеления Дария I должны были in подняться точно и соответственно с его волеизъявлением. 11|к)|1озгласив в качестве личного credo «справедливость монар- '»*, Дарий I говорит о себе как о человеке чести и достоинства. I n правдивого человека он друг, для лжеца - недруг. Он считал,
Отношения между сильным и слабым человеком должны
Fи,т. равны: ни тот ни другой не должны быть несправедливо
Гжены. Но каждый человек, если он приносит пользу царю, бу-
Вознагражден, а в противном случае наказан. Дарий I не толь- I II умелый воин, но и военный.вождь, стратег, и этими способно-
■ I ими его одарил Ахурамазда. 'Оценивая себя таким образом, Дарий I подчеркивал не только свое величие и исключительность | и; лучшего из лучших, но и определял статус монарха как единидержавного правителя, поставленного богом (Ахурамаздой), | г выше царя только бог. Попутно заметим, что так было во мно- | н государствах. Все, что делает царь, - это по воле бога, по- • | иньку он выступает наместником бога на земле и ответственен