Глава 4. Управление в Карфагене, Мидии, Лидии, Персии

__________________

Мн К иру II Великому, он расширил границы государства, а также

Шил сопротивление восставших в разных концах своей дер-

| I и 1,1 и стабилизировал положение персидского государства - ea­rn iro сильного в те времена.

/lapий I пришел к власти в результате дворцового переворо- По прежде между друзьями-заговорщиками разгорелся спор о him, какую форму правления государством следует выбрать: еди- IHIнржавие, «исономию» (власть народа) или олигархию. Дарий mi.и казался в пользу единодержавия и привел веские аргументы.

I ii 11 его слова: «Если мы возьмем из трех предложенных нам на вы- | н ip форм правления каждую в ее самом совершенном виде, т. е. со- lii'piпенную демократию, совершенную олигархию и совершенную

и шархию, то последняя, по-моему, заслуживает гораздо большего 111" 11 ючтения. Ведь нет, кажется, ничего прекраснее правления од- М1 но 11аилучшего властелина». Мнение Дария поддержали.

Каким образом Дарий I понимал словосочетание «наилуч-

И ii властелин» и как он оценивал себя как царя, становится яс- п" и;) материалов, приведенных в книге «История Древнего Вос- II m;i, Тексты и документы» (Под ред. В.И. Кузищина. 2002). Так, 1. 11111 й I называет себя великим царем, царем царей, точнее,

К гн, входящих в империю под его властью, а таковых было

и и.мо тридцати. Он утверждает, что власть над огромным госу- шI к гном, куда входили различные страны и народы, дана ему от

Лхурамазды, и он совершает правление от имени и по пору-

н и ию бога. В этой связи все повеления Дария I должны были in подняться точно и соответственно с его волеизъявлением. 11|к)|1озгласив в качестве личного credo «справедливость монар- '»*, Дарий I говорит о себе как о человеке чести и достоинства. I n правдивого человека он друг, для лжеца - недруг. Он считал,

Отношения между сильным и слабым человеком должны

Fи,т. равны: ни тот ни другой не должны быть несправедливо

Гжены. Но каждый человек, если он приносит пользу царю, бу-

Вознагражден, а в противном случае наказан. Дарий I не толь- I II умелый воин, но и военный.вождь, стратег, и этими способно-

I ими его одарил Ахурамазда. 'Оценивая себя таким образом, Да­рий I подчеркивал не только свое величие и исключительность | и; лучшего из лучших, но и определял статус монарха как еди­нидержавного правителя, поставленного богом (Ахурамаздой), | г выше царя только бог. Попутно заметим, что так было во мно- | н государствах. Все, что делает царь, - это по воле бога, по- • | иньку он выступает наместником бога на земле и ответственен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: