* * *
Зарождение, становление, развитие и закат римского гоев дарства как бы воплотили в себе многие достижения государев ушедших цивилизаций. На начало новой эры Рим являл со(н|| сильное, хорошо организованное государство, с развитой эком® микой, мобильными, боеспособными сухопутными войсками^ большим флотом, сформированной военной инфраструктурой, сложившимся административным аппаратом и утвердившейся ей» стемой власти. В этой связи нельзя не отметить того обстоятельст ва, что в Риме оформилась система отношений, свойственная им сокоразвитому цивилизованному государству Древнего мира.
Сложившаяся система отношений в римском государств позволила достаточно строго их дифференцировать по соответп вующим направлениям, выделяя их виды, в том числе отношении управления, что не только важно само по себе, но значителыт для определения роли, места и статуса управления как практики, так и основ науки. Свидетельством тому служит терминологический аппарат, используемый для определения того или иного ни да деятельности. Практика управления римским государством проявилась не просто как отношения власти и подчинения, хоти это и существенно, а как отношения различных видов управленческой деятельности. Для большей убедительности приведем таблицу характеристик видов управленческой деятельности (табл. 4). При этом целесообразно выделить ряд категорий33, ни которых зиждется современное понимание науки управления.
|
|
Как видно из данных, приведенных в таблице, в видах упраи ления присутствует общая для всех организация, процессы управ ления и правовое обеспечение, что было характерно для Рима. Следует заметить, что каждый вид управления имеет свою определенность, т. е. иерархию, соподчиненность, одежду, ритуалы, действия, место осуществления, формы реализации. К примеру, поощрение н наказание, проявление властных полномочий и подчиненности и т. д. Однако везде имело место правовое обеспечение. Даже в экономической деятельности, а это, как правило, самодеятельная сфе ра римского народа, также действовало законодательство. Вместе е тем в экономических процессах были и тенденции монополизации и капитализации. Например, денежное дело, почта, налогообложе ние были всецело прерогативой правителей. Так, Веспасиан первым понял разницу в степени доходности от использования земледелия и денежных средств. Вот как пишет об этом Гай Светоний Транквилл: «Тит упрекал отца, что и нужники он обложил налогом;