ной. Организация управления в Византии изначально зиждил,и к на наиболее существенных положениях и установках, займе пин ванных из концепций управления древних государств, эллиим i ма и Рима. Но со временем система управления империей вы|м ботала свои подходы и принципы в управлении, которые остами лись незыблемыми до ее ухода с исторической сцены.!)iii выборы императоров, передача власти по наследованию, возводя ние императоров до положения наместника Бога на земле, введя ние единой религии с централизованным управлением церкои ными делами, децентрализованное управление военными форм и рованиями, сосредоточие функций хозяйственного управлении v приближенных императора, введение института евнухов, учап ш в управлении государством жен императоров и др. По описании! А. Гийу, организационная структура управления при Консташ и не I Великом имела вид преобразованной системы управлении введенной Диоклетианом (рис. 32). Примерно такой она сохрани лась до VIII в. Но по мере уменьшения владений империи струн тура управления видоизменялась, переформировывалась, перс распределялись функциональные обязанности среди чиновии ков, реорганизовывались военные формирования, изменялась система местного управления и т. п. Однако далеко не все имнс раторы Византии внесли новое в управленческую мысль. Боль шинство из них, будучи военными, занимались военным делом и борьбой за власть и сохранение престола. Но были и очень спа собные люди, к примеру, Феодосий II (408-450). Он оставил о себе память тем, что составил свод императорских конституций, который был обнародован и вступил в силу в 438 г. для Византии и в 439 г. для Западной Римской империи.
Еще большее научное правовое наследие, а также наследие в области государственного управления и его орган и зации оставил Юстиниан I Великий (527-565), что является бесспорным фактом истории. При этом главной стратегической целью управления империей было восстановление масштабов и величия Рима в качестве сильной мировой державы с централи зованно организованной системой управления под началом мо нарха-авгократа. Вот как об этом пишет Ф.И. Успенский: «Юс тиниан может считаться первым европейским государем, проведшим до крайних пределов централизацию в своей обширной империи. Теория единой империи, как она преподносилась Юс тиниану, требовала для своего осуществления одинакового при менения законов и одинаковости судебной практики. Эта сторо-






