Транспортные тарифы на различных видах транспорта и правила их применения

Транспортные тарифы являются базой расчетов за транспортные услуги и формируются на основе:

- платы за перевозку грузов;

- сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

- правил исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы - форма цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:

транспортному предприятию - возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

покупателю транспортных услуг - возможность покрытия транспортных расходов.

Для определения стоимости перевозки грузов железнодорожным транспортом используют тарифы:

общие - это основной вид тарифов, с помощью которых определяется стоимость перевозки основной массы грузов;

исключительные - устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат пониженные тарифы на перевозку грузов на "не престижных" направлениях.

льготные - применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог;

местные - устанавливают начальники отдельных дорог. Эти тарифы действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы ж/д взимает с грузополучателей и грузоотправителей сборы, т.е. плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой груза, а именно:

- за хранение, взвешивание или проверку веса груза;

- подачу, уборку, дезинсекцию вагонов;

- экспедирование грузов;

- погрузочно - разгрузочные работы и др.

Для определения стоимости перевозки грузов автомобильным транспортом используют следующие виды тарифов:

- сдельные на перевозку грузов;

- на перевозку грузов на условиях платных автотонно - часов;

- за повременное пользование грузовыми автомобилями;

- из расчета по километрам;

- за перегон подвижного состава;

- договорные.

На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:

- расстояние перевозки;

- масса груза;

- объемный вес груза;

- грузоподъемность автомобиля;

- общий пробег;

- время использования автомобиля:

- тип автомобиля;

- географические особенности района (существуют поясные поправочные коэффициенты) и т.д.

Каждый тариф на перевозку автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, при расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность, время его использования и общий пробег. Но во всех случаях на размер платы оказывает влияние географическое положение района, в котором осуществляется перевозка.

Плата за перевозку грузов морским транспортом осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузопотока, то перевозка выполняется системой линейного судоходства. Груз при этом движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахт - цена за транспортировку, установленная по согласо­ванию между грузовладельцем и перевозчиком на каждую конк­ретную перевозку.

Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: