Апреля 1649 г

(В сокращении)

В начале времен великий творец — разум — создал землю, чтобы она была общей сокровищницей, чтобы хранила зверей, птиц, рыб и человека, господина, предназначенного править этими созданиями; ибо человек обла­дал властью, дарованной ему над зверями, птицами и рыбами; но вначале не было произнесено ни единого слова о том, что одна ветвь человечества будет править другою...

Но с тех пор плоть человеческая (этот царь зверей) начала наслаждать­ся предметами творения больше, чем духом разума и справедливости;...с течением времени он впал в умственную слепоту и слабость сердца и обращается вовне в поисках наставника и правителя. И таким образом

с.74 эгоистическое воображение, овладев пятью чувствами и управляя ими, как царь, вместо разума, и работая об руку с алчностью, подстрекнуло од­ного человека наставлять и управлять другими; и тем самым был убит дух, и человек был ввергнут в рабство и стал большим рабом себе подоб­ных, чем полевые звери были рабами ему.

Вслед за тем земля (сотворенная, чтобы быть сокровищницей для по­мощи всем — как зверям, так и людям) была обнесена изгородями и поделена на огороженные участки наставниками и правителями, а осталь­ные люди были превращены в слуг и рабов. И земля, которая по творению была создана, как общий фонд для всех, теперь покупается и продается и находится в руках немногих, чем наносится ужасное бесчестие великому творцу, как будто он — почитатель отдельных личностей, будто он радовал­ся обеспеченной жизни немногих и веселился нищенским существованием и нуждою других....

Но когда земля станет снова общей сокровищницей, как ей и подобает, ибо все пророчества писания и разума сходятся на этой общности, и чело­вечество опять восстановит начертанный в сердце его закон справедливости, и все будет сделано единым сердцем и единым умом, тогда прекратится эта враждебность во всех странах, ибо никто не осмелится домогаться господ­ства над другими, и никто не посмеет ни убить другого, ни пожелать себе земли больше, чем у другого....

Мы достигаем этого не силою оружия, мы ненавидим его, ибо пристало только мидианитянам убивать друг друга, но повинуясь господу воинства, открывшегося в нас и нам, обрабатывая землю совместно согласно справед­ливости, чтобы есть наш хлеб в поте нашего лица, не платя наемной платы и не получая ее, но работая совместно, питаясь совместно, как один чело­век, или как дом Израиля, освобожденный от рабства. Итак, силой разума и закона справедливости в нас мы стремимся восстановить творение из рабства гражданской собственности, под которым оно стенает....

Работа, к которой мы намерены приступить, заключается в следующем: вскопать холм святого Георгия и пустоши, прилегающие к нему, посеять хлеб и добывать наш хлеб совместно в поте лица.

Первое основание таково: мы должны работать по справедливости и заложить основание превращения земли в общую сокровищницу для всех: для богатого, как и для бедного, чтобы каждый, родившийся в стране, мог кормиться от матери-земли, которая взрастила его, согласно с разу­мом, правящим во творении, не вкладывая какую-нибудь часть в чью-либо одну руку, но все, как один, работая вместе и питаясь совместно, как сыновья одного отца, как члены одной семьи, и ни один не будет гос­подствовать над другим, но все будут смотреть друг на друга, как равные во творении, так, чтобы наш создатель был прославлен в деле рук своих и чтобы каждый мог видеть, что творец не почитает отдельных лиц, но равно любит все свое создание и ненавидит только змия, т.е. алчность, разрастаю­щуюся в эгоистические самомнения, высокомерие, лицемерие, нечистые помыслы, — т.е. во все, что ищет богатства и плотских почестей и борется против духа разума, создавшего все творение; ибо это есть разложение и

с.75. проклятие, диавол, отец лжи, смерть и рабство, тот змий, тот дракон, от которого должно быть освобождено творение.

И нас движет эта причина, а также другие, открытые нам в видении, гласе и откровении.

Ибо нам было открыто, что пока мы или кто-либо другой признаем землю предметом особых интересов лордов и лендлордов, а не такой же общей собственностью других, как и их самих, мы заслуживаем прокля­тия и держим творение в рабстве. И до тех пор, пока мы или кто-либо дру­гой признает за лендлордами и держателями право для одних называть землю своею, а для других — арендовать у них, или для одних — сдавать в аренду, а для других — работать за аренду, это значит бесчестить дело тво­рения; как будто справедливый творец взирал на лица и поэтому сотворил землю для немногих, а не для всех. И пока мы или кто-либо другой будем сохранять частную собственность, мы тем самым соглашаемся держать тво­рение в том рабстве, под которым оно стонет, препятствует делу восстанов­ления, и грешим против света, который дан нам, и утрачиваем наш мир из страха перед плотским человеком.

А что эта частная собственность есть проклятие, ясно из того, что те, кто покупает и продает землю, и являются лендлордами, получили ее либо путем угнетения, либо убийства, либо воровства; и все лендлорды живут нарушением седьмой и восьмой заповедей: «не убий»и «не укради».

Заметьте, что в Англии не будет свободного народа до тех пор, пока бедняки, не имеющие земли, не получат разрешения вскапывать и обраба­тывать общинные земли и жить в таком же достатке, как и лендлорды, жи­вущие в своих огороженных поместьях. Ибо народ не для того выкладывал свои деньги и проливал свою кровь, чтобы их лендлорды... по-прежнему пользовались вольностью и свободой править тиранически через своих лор­дов, лендлордов, судей, трибуналов, бейлифов и государственных слуг; но для того, чтобы угнетенные были освобождены, двери тюрем открыты и народы успокоены всеобщим согласием превратить землю в общую сокровищницу...

Если вы присмотритесь к тому, что творится по всей земле, вы уви­дите, что лендлорды, наставники и правители являются угнетателями, убийцами и грабителями. Но не так было вначале. И это одна из причин того, что мы совместно вскапываем и обрабатываем землю, дабы мы могли трудиться в справедливости и поднять творение из рабства. Ибо пока мы признаем лендлордов в этом безнравственном устройстве, мы не можем работать по справедливости, ибо мы по-прежнему поддерживали бы проклятие и попирали бы творение, обесчестили бы дух всеобщей сво­боды и препятствовали бы делу восстановления....

Таким образом, мы облегчили наши души, объяснив причины наших земельных работ на холме св. Георгия в Серре, чтобы великий совет и ар­мия страны могли принять во внимание, что здесь нет никаких намерений вызвать шум и столкновение, а только желание получить хлеб для пропи­тания в поте лица, работая совместно в справедливости и мирно питаясь благословением земли. И если кто из вас, великих мира сего, был нежно

с.76 воспитан и не может работать, пусть внесет свой вклад в эту общую сокро­вищницу, как дар на дело справедливости, и мы будем работать на вас и вы будете получать, как мы получаем. Но если вы не захотите, если во­зопите, подобно фараону: «Кто этот господь, чтобы мы повиновались ему?» -и попытаетесь противиться, знайте: тот, кто в древности освободил Израиль от фараона и до сих пор обладает тем же могуществом, ему мы доверяем и ему мы служим, и победа над тобою будет одержана «не ме­чом или оружием», но духом моим, как изрек господь воинств».

(15 подписей)

Уинстенли Дж. Избранные памфле­ты / Под ред. В.П. Волгина. М., Л., 1950. С. 54-81.// Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции 17-18 вв./ Под ред. В.Г.Сироткина. – М.:Высш.шк., 1990.С.73- 76.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: