double arrow

ГОМОФИЛИЯ


см. Голюсексуа-лизм.

ГОМОЭРОТИЗМ – см.Гомосексуализм.

ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ(от греч. hormk – возбуждение, влечение, побуждение, стремление) – одно из течений западной психологии, связанное с именем англо-американского психолога У.МакДауголла (1871 – 1938). МакДа-уголл утверждал, что психика и поведение детерминируются особой нематериальной силой – горме, проявляющейся в виде инстинктов. Г. п. распространяет понятие целевого поведения и целесообразности как на сложные, так и на примитивные формы поведения и делает вывод о наличии элементарной формы духовной жизни даже у самых низкоорганизованных существ. Г. п. примыкает к тем направлениям современной психологии, для которых характерны биологизация психических явлений, переоценка роли инстинктов и влечений в детерминации психических явлений и поведения, умаление значения сознания.



ГОСПИТАЛИЗМ –глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания. Признаками Г. являются запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.




Психологи фрейдистского, неофрейдистского и т. н. этологического направлений склонны интерпретировать Г. как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери.

Явления Г. могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, малоэмоциональных, «холодных» матерей, не уделяющих им необходимого внимания.

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ– состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий.

Понятие Г. к д. имеет в инженерной психологии несколькф смысловых оттенков: 1) вооруженность оператора необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками; 2) готовность к экстренной реализации имеющейся программы действия в ответ на появление определенного сигнала; 3) согласие на решимость совершить какое-то действие и пр.

Конкретное состояние Г. к д. определяется сочетанием факторов, характеризующих разные уровни, стороны готовности: физическую подготовленность, необходимую нейродинамическую обеспеченность действия, психологические условия готовности. В зависимости от условий выполнения действия ведущей может стать одна из этих сторон Г. к д.

ГРАФЕМА(от греч. gr&pHo – пишу) – единица письменной речи (напр., а, бит. д.). При аномалии развития речи может быть смешивание Г. (напр., б тле, дну).

ГРАФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ(экспертиза графологическая) – анализ индивидуальных особенностей по-




черка с целью идентификации текстов (подписей, надписей) или с целью исследования психических состояний (см.), так или иначе отраженных в рукописном тексте. Методы Г. а. используются для диагностических проб в дифференциальной психологии и психофизиологии, т. к. некоторые состояния и черты личности отражаются в особенностях почерка.

ГРОМКОСТЬ –мера субъективного восприятия силы звуков. Единица уровня Г. – фон – это величина, численно равная уровню звукового давления тона 1000 Гц, т. е. уровню Г. в 60 фон соответствует Г. тона 1000 Гц интенсивностью 60 дБ над порогом слуха. Ощущение Г. звуков зависит не только от интенсивности сигнала, но и от частоты.

При увеличении интенсивности тона 100 Гц на 50 дБ Г. увеличивается вдвое. Это свойство Г. использовал С. Стивене для построения шкалы натуральной Г. с единицей сон.

При некоторых поражениях периферического рецептора увеличение Г. происходит с большей скоростью. Это используется для дифференциально-диагностических целей.

Шумы со сложным спектром вызывают иное ощущение Г., нежели чистые тоны. Методы расчета Г. шумов основываются на сложении показателей Г. отдельных частотных полос.

ГРУППИРОВКА –операционально-алгебраическая структура логики, одно из основных понятий операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже; производив от понятия группы (в алгебре). Понятие Г. введено Пиаже в психологию в 1937 г. В концепции Пиаже это структура логики, которая, являясь связующим звеном между логическими и психологическими структурами, позволяет использовать данные современной логики как средство объяснения в психологии. С формальной точки зрения Г. – это закрытая, обратимая система, в которой все операции объединены в одно целое, подчиняющееся пяти формальным критериям:



1) комбинативность: А + В = С,

2) обратимость: С – В = А,

3) ассоциативность: (А + В) + С = А +
+ (В + С),

4) общая операция идентичности: А-
-А = 0,



5) тавтология, или специальная идентичность: А + А = А,

т. е. Г. получается, если к четырем условиям группы добавить пятое условие – наличие тавтологии.

В формальном выражении Г. – логическая, аксиоматическая модель, которую психолог может использовать для интерпретации своих фактов. В психологическом выражении Г. – это состояние «равновесия мысли», финальная стадия генетического развития, форма равновесия, к которой развитие стремится. Такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия и т. п., представляют собой Г.

Согласно Пиаже, интеллектуальное развитие можно описать как последова-1ельность Г., вытекающих одна из другой. При этом процесс развития психики можно одновременно изучать эмпирически и теоретически с помощью аксиоматических моделей. В процессе развития Г. возникают не сразу, а в ходе последовательной де-цснтрации, освобождения объектов и свя->сй между ними от восприятия и собственного действия. Ни на перцептивном уровне, ни на уровнях, предшествующих ему, Г. ист. Истинная Г. появляется на уровне конкретных операций (см.). Ж. Пиаже устано-нил восемь элементарных Г. логики классов и отношений, сформированностъ которых в индивидуальном развитии свиде-i сльствует о том, что ребенок достиг этого уровня. Классификация, сериация, замещение, установление симметрии – это Г. .1ДЦИТИВНОГО порядка. Им соответствуют четыре Г., основанные на мультипликативных отношениях, т. е. имеющие дело с i юлее чем одной системой классов или отношений одновременно.

Элементарные Г. отличаются от Г. бо-псе высокого порядка, составляющих сис-н-му пропозициональных операций, тем, •нов основании последних лежит комбинаторная система. Элементарные же Г. еще не имеют полностью комбинаторного чарактера. На уровне формальных операций ребенок может выполнять шестнадцать видов Г. на высказываниях и гипоте-iiix независимо от их содержания.

Не являясь только логической структурой, Г. в равной мере имеет и логико-психологическую и социальную природу. Она иыступает в качестве формы равновесия п-йствий, как межиндивидуальных, так и


индивидуальных. Другими словами, группировка представляет собой некоторую структуру, которая содержится и в индивидуально-психологической и социальной деятельности, оказываясь связующим звеном, которое обеспечивает единство объекта и субъекта, субъекта-индивида и общества.

ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ– взаимонаправленные, согласованные или совместные действия животных в сообществах (стадах, стаях, семьях и т. д.). В отличие от простых скоплений животных сообщества характеризуются более или менее постоянным составом его членов и определенной структурой общения и взаимодействий.

Сообщества могут быть постоянными или временными (напр., сезонными). Структура сообщества определяется иерархическими отношениями между его членами, т. е. системой соподчинения, при которой господствующее положение занимает вожак.

Четкость, сложность и постоянство структуры сообщества характеризуют уровень Г. п. ж. Являясь высшей ступенью биологической интеграции, Г. п. ж. играет большую приспособительную роль (совместные поиски пищи, защита от врагов, уход за потомством и т. п.).

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ– направление в современной западной, преимущественно американской, психологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, транс-ценденция и т. п.

Г. п. сформировалась как течение в начале 60-х. гг. XX в., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяе-



мой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Г. п., объединившая большую группу психологов, уже в 60-е гг. приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в западной психологии.

Г. п. представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Г. п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования. Основные методологические принципы и положения Г. п. сводятся к следующему: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и.ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Общая методологическая платформа Г. п. реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франк-па, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франки подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансцеяден-ция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (С. Джу-рард, В. Франки, А. Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, саморас-


крытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Основной областью практического приложения Г. п. выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Г. п. В трудах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психологически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия К. Роджерса и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Другой важной областью практического приложения Г. п. является гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третьей областью практического приложения Г. п. является социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого стал К. Роджерс. Успехи Г. п. в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Г. п., которая основана на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу). Сегодня Г. п. занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с другими школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

Д

ДАКТИЛОЛОГИЯ(от греч. ddk-tylos – палец и lAgos – слово, речь) – дактильная речь – ручная азбука, служа- '| щая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и со д всеми, знакомыми с дактилологией.

Дактильные знаки заменяют буквы, поэтому в Д. имеется столько знаков, ,| сколько букв в алфавите данного языка. По очертанию многие дактильные знаки напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов (напр.: о, м, п, ш).

Обычно дактильные знаки изображаются пальцами одной руки, но в некото-



рых странах применяется и двуручная Д., построенная на использовании комбинированных движений пальцев обеих рук.







Сейчас читают про: