Знаковая индикация -

один из основных способов кодирования визуальной информации для передачи ее оператору. Это информация о принадлежности управляемого объекта к тому или иному классу, о состоянии объекта, о различных его количественных параметрах. При 3. и. качественные и количественные характеристики объектов кодируются цифрами, буквами, простыми геометрическими фигурами и более сложными условными знаками.


ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ – способ организации человеком собственного поведения. 3. о. является ключевым понятием культурно-исторической теории (Л. С. Выготский), рассматривающей психическое развитие как изменение природы и структуры психического процесса через знак (преобразование натуральных процессов в культурные и непосредственных в опосредствованные).

Знак как психологический инструмент не имеет готового значения. Значение средства знаку всегда придается, оно не является свойством самой вещи. Придание значения происходит в интерпсихическом действии, где знак занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, служит посредником в их отношениях. 3. о. включает моменты обнаружения значения – акты изменения видения ситуации, соответствующие преодолению стереотипов прежнего опыта, и процессы удерживания значения, в которых знак выполняет функцию связывания прошлой и наличной ситуаций действия.

ЗНАЧЕНИЕ – обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опред-меченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Посредством системы 3. сознанию субъекта предстает образ мира, который, помимо прочего, включает подобразы других людей и самого себя. Индивидуальная система 3., выступая в виде интериоризованных эталонов, обусловливает познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т. д.) и акты социального поведения. Посредством системы 3. осуществляется управление процессами индивидуальной деятельности субъекта. Носителями 3. наряду со структурами естественного языка выступают такие знаковые средства-системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, «язык» искусства (живописи и архитектуры, танца и пантомимы и т. д.). 3. раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры социально нормированном смысле. Представление знания в социально нормированной форме ведет к его осознанию.



Выражая с цепью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т, п.) в 3., субъект тем самым осознает его. 3. в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания (А. Н. Леонтьев). Индивидуальная система 3. развивается в ходе онтогенеза. Выделены генетически более ранние формы 3., предшествующие наиболее развитой его форме – понятию (Л. С. Выготский). В них обобщение осуществляется, напр., на основе сходства эмоционального тона объектов (см. Эмоции); к ним относятся также «житейские понятия», являющиеся обобщением индивидуального опыта и не входящие в системные связи с другими понятиями. Обобщения, используемые в формах 3. у ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение я, предметном отношении формирующихся индивидуальных 3. с социально принятыми формами. В функциональном плане 3. слова выступает как единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъекта. 3. – сложное, иерархически организованное образование, состоящее из более дробных компонентов (иногда называемых семами, семантическими признаками, атомами смысла и др.). Их выделение и выяснение отношений между ними, г е смысловой, семантический анализ 3., – задача экспериментальной психосемантики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: