Житейское понятие -

традиционно признается как несовершенное, образующееся вне специального обучения, при спонтанном усвоении детьми значения слова, а потому ограниченное обобщением узкого круга практических явлений понятие, в котором слиты существенные и несущественные признаки. Синонимы: спонтанное, эмпирическое, детское.

Л, С. Выготский считал, что основное различие между Ж. п. и научным заключается в путях их развития. Ж. п. развивается как бы снизу вверх, от непосредственного сталкивания с вещами, поэтому ребенок поздно приходит к эозможности дать словесное определение (что подтверждается данными английского психолога Баренса о большей трудности определения школьниками понятия «брат» по сравнению с более отвлеченными понятиями). Развитие научного понятия происходит сверху вниз, начинается со словесного определения, с операций, связанных с ним; понятие как бы «прорастает внутрь». Это различие нельзя преувеличивать, т. к. развитие Ж. п. тесно связано с развитием научных понятий. Более того, в мыслях ребенка нельзя отделить понятия, приобретенные в школе, от понятий, приобретенных «дома», однако «с точки зрения динамики у них совершенно разная история: слабость од-


ного понятия будет обнаружена как раз там, где другое уже относительно созрело» (Л. С. Выготский).

А. Н. Леонтьев также практически отождествляет детское и Ж. п. и противопоставляет их взрослому, научному. Первые связаны с соответствующей им действительностью «отношением прямой отнесенности». Так, для ребенка слово «рычаг» выступает как носитель первичного обобщения ряда конкретных предметов, напр, рукоятки машины, длинной палки, а для взрослого оно значит любое физическое тело, имеющее одну точку опоры и две точки приложения силы. Научное понятие соотносится с предметом «в сложном движении перехода через систему опосредствующих отношений, т. е. необходимо предполагает наличие развернутого дискурсивного процесса, в котором раскрывается эта иерархическая связь понятий и осуществляется «переливание» понятия в др. понятия» (А. Н. Леонтьев). Этот подход согласуется с мыслью Ж. Пиаже: самое решающее отличие спонтанных понятий от неспонтанных – в данности первых вне системы.

З

ЗАБЫВАНИЕ – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека и в дальнейшем не играет роли в его деятельности.

3. особенно интенсивно происходит сразу после заучивания. Эта закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается медленнее, чем, напр., последовательности цифр или бессмысленных слогов. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к более длительному его сохранению. Материал, связанный с потребностями, цепями действий человека, забывается медленнее (см. Зейгарнж эффект), а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем. 3. не сводится только к



количественному уменьшению объема заученного материала, претерпевающего в процессе сохранения и воспроизведения качественные изменения. Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; второстепенные детали забываются быстрее. В связи с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем все более обобщенный, схематический характер.

Наиболее распространенные объяснения 3. связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г. Э. Мюллером и А. Пильцеке-ром в 1900 г. Согласно одной из гипотез, 3. происходит потому, что процессы запоминания какого-либо нового материала и вообще любая психическая активность взаимодействуют (интерферируют) с уже имеющимися в памяти ассоциациями и могут их разрушить (см. Интерференция). Гипотеза же о слабости следа предполагает простое ослабление ассоциаций (энграм-мы) с течением времени. Эта гипотеза имеет относительно мало сторонников и подтверждается лишь при исследовании сенсорной памяти. Своеобразное толкование 3. было предложено в психоанализе, где оно рассматривается как результат работы специфических защитных механизмов, вытесняющих из сознания и в дальнейшем не пускающих в него травмирующие, аффек-тогенные впечатления (см. Аффекты, Фрейдизм).

Многочисленные наблюдения и эксперименты показывают, что 3. далеко не всегда бывает абсолютным. Изменение функционального состояния, восстановление условий, в которых происходило запоминание, применение более эффективной стратегии воспроизведения и поиска в памяти зачастую оказываются достаточными для восстановления, казалось бы, утраченной информации (см. Реминисценция). Большое значение для предотвращения 3. (напр., в практике обучения) имеют активное повторение и особенно организация материала, осуществляющаяся путем его включения в системы все более и более богатых семантических связей (см. Семантика). Как писал К. Д. Ушинский, «воспитатель, понимающий природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить разваливающееся, но для того, чтобы укрепить и вывести на нем новый этаж» [Собр. соч., т. 10, с. 425].


ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ –

некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. 3. с. как одно из условий формирования способностей не предопределяют развития способностей. 3. с. многозначны, т. е. на их основе могут быть сформированы различные способности. В качестве задатков общих и специальных способностей могут выступать:

1) типологические свойства нервной системы (в первую очередь парциальные свойства, характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависит скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и т. д.;

2) индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т. п.

ЗАДАЧА (проблема) (от греч. ргб-Ыёта – задача) – 1. В широко распространенном смысле 3. – вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес. 2. В психологии 3. – цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Поиск, мобилизация и применение этих средств (способов, действий, операций) составляют процесс решения задачи.

В зависимости от характера конечной цели различают 3. практические и теоретические. Практические 3. направлены на непосредственное преобразование действительности, теоретические – на познание ее. В реальной человеческой деятельности практические и познавательные 3. образуют иерархию, меняя свои функции в качестве целей и средств: решение более частных 3. становится средством решения более общих. Понятие «познавательная задача» используется, когда процесс познания приобретает относительно самостоятельную цель. В познавательной деятельности выделяют различные виды 3.: перцептивные, мнемические, речевые и собственно мыслительные. Определяющая роль мышления в познании придала понятию 3. бо-



лее узкое значение. Обычно под 3. понимают объект мыслительной деятельное™, содержащий требование некоторого практического преобразования или ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, выявляющих отношения между известными и неизвестными элементами проблемной ситуации, связанными общими законами и категориями.

Термины «3.» и «проблемная ситуация» могут использоваться в двояком смысле, характеризуя объективный и субъективный аспекты мышления. Аналогично этому говорят о логической и психологической структуре решения: в смысле объективно необходимых и реально осуществляемых операций. По своей объективно-логической структуре различаются 3. интерполяционные и экстраполяционные или чаще – 3. с определенным и неопределенным условием. Психологическая структура решения помимо состава входящих в нее логических процедур характеризуется эвристическими процессами выдвижения гипотез (логически осознанных и интуитивных), построения планов и стратегий.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – особый тип аномалии психического развития ребенка. 3. п. р. имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее–дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»); в др. случаях 3. п. р. возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения Ц. н. с. (дети с минимальной мозговой дисфункцией).

У детей с 3. п. р. отмечается значительное снижение работоспособнЬсти вследствие возникающих у них явлений церебро-астении, психомоторной расторможенно-сти, аффективной возбудимости. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на таких детей.

В отличие от олигофрении (см.), при которой наблюдается устойчивое общее не-


доразвитие психики, у детей с 3. п. р. обычно имеется парциональное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте. Дети с 3. п. р. характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т. д.

ЗАИКАНИЕ – нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся в затруднении устного общения с людьми. Повторение услышанного или заученного текста, чтение вслух и др. формы репродуктивной речи, не требующей самостоятельного ее построения, мало страдают от 3. Для 3-. характерна прерывистая речь с разрывом слова на слоги или звуки (напр.: п-переход, па-па-пароход), нередко сопровождающаяся судорогоподобным напряжением мускулатуры лица.

Чаще всего возникает в дошкольном возрасте, когда ребенок переходит к развернутой самостоятельной фразовой речи. Причина 3. связана с перенапряжением или травмой нервной системы (общая и речевая перегрузка, детские инфекции, испуг, потрясение и т. д.), приводящими к нарушению регуляторных механизмов речи. Однако названные причины вызывают 3. не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: конституциональная или приобретенная нервность, вегетативная дисфункция и т. п., снижающие устойчивость нервной системы ребенка. 3. может быть связано с неврозами, психическими травмами, органическими поражениями Ц. н. с. и т. д. В некоторых случаях причиной 3. является подражание неправильной речи окружающих.

Для предупреждения 3. не следует перенасыщать речевой запас ребенка отвлеченными понятиями и лексико-грам-матическими конструкциями. Непонимание значений слов создает условия для возникновения заикания. Лучше всего бороться с 3. в период его возникновения, ограничивая речевое общение с окружающими, но не запретом, а организацией условий, при которых ребенок не должен поддерживать разговор, отвечать на вопросы ит.д.

Исправление 3., основанного на тех или иных особенностях речевого разви-



тия, – задача логопедии. Если же 3. наступает от шоков и травм и является одним из симптомов неврозов, то необходимо лечение у психоневролога.

ЗАКОН БЛОХА – субъективная яркость воспринимаемой глазом короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности и длительности стимула, а для порогового обнаружения вспышки ее яркость и длительность находятся в рецип-рокных отношениях. Т. о., одинаковый эффект может быть получен как слабым светом, который действует относительно длительное время, так и интенсивной вспышкой малой длительности. Установлено, что 3. Б. строго соблюдается только в околопороговой области при длительности стимула ниже критической, которая растет в ходе темновой адаптации, достигая максимума около 0,1 с. Синоним: закон полной временной суммации.

ЗАКОН ВЕБЕРА (точнее, Бугера – Вебера закон) – один из фундаментальных законов психофизики и физиологии органов чувств, открытый французским ученым П. Бугером, создателем фотометрии.

Исследуя способность человека различать тень, отбрасываемую освещенным предметом на экран, одновременно освещаемый другой свечой, Бугер установил, что минимальный прирост освещения предмета А/, необходимый для того, чтобы вызвать ощущение едва заметного различия тени от освещенного экрана, зависит от уровня освещенности экрана / и поэтому является величиной переменной, одна-

А/ ко отношение -у – величина постоянная.

Позднее независимо от Бугера немецкий ученый Э. Вебер в экспериментах на различение весов, длин линий и высоты звукового тона также обнаружил постоянство отношения едва заметного изменения раздражителя к его исходной величине,

Д/ г. е -т- = const.

Этой формулой описывается 3. В. Отношение –т характеризует величину дифференциального порога. Следовательно, согласно 3. В., дифференциальный порог есть некоторая постоянная часть величины исходного раздражителя, на которую он должен быть увеличен (или уменьшен)


для того, чтобы получить едва заметное изменение ощущения. Величина дифференциального порога зависит от модальности ощущения: для зрения она примерно равна 1/100, для слуха –1/10, для кинестезии – 1/30 и т. д.

Последующие исследования показали, что 3. В. справедлив только для средней части динамического диапазона сенсорной системы, где дифференциальная чувствительность максимальная. Пределы этой зоны различны для разных сенсорных систем. За пределами этой зоны дифференциальный порог возрастает, иногда очень значительно, особенно при приближении к абсолютным нижнему и верхнему порогам.

В связи с этим предпринимались попытки уточнить границы действия 3. В. путем внесения в него некоторых поправок. Как правило, эти поправки носили частный характер и касались только одной определенной модальности: такова поправка Бедермана и Левильта для кине-стезических ощущений при взвешивании

А/ грузов -jр, где Р – вес руки; поправка

Гельмгольца для зрительных ощущений

(В + Т)(1 + А) •Г№А -Ф""*-Учитываю-щий влияние «собственного света» сетчатки, В – фактор, учитывающий слепящее влияние больших освещенностей, и ряд др. поправок. В дальнейшем одни исследователи приняли 3. В. как первое приближение, эмпирически вполне удовлетворительное; др. занялись поисками новых формул, уточняющих предложенную Ве-бером зависимость.

ЗАКОН ДОНДЕРСА – постулат о комплексной структуре реакции человека. Время реакции рассматривается как сумма длительностей отдельных стадий процесса, развертывающегося в период между появлением стимула и реализацией ответной реакции. Допущение о неперекрываемости, аддитивности отдельных стадий позволило Ф. Дондерсу сформулировать суть т. н. метода вычитания, с помощью которого можно якобы определять длительности отдельных стадий. Ф. Дондерс, приняв в качестве базового время простой реакции, путем последовательного вычитания временных показателей для менее сложных задач из временных показателей



дня более сложных получил временные характеристики стадий обнаружения, различения стимула и стадии выбора ответной реакции. Дальнейшее развитие хронометрических исследований полностью дискредитировало метод вычитания как основанный наложном допущении о неперекрываемости стадий.

ЗАКОН ИОСТА– эмпирическая закономерность, открытая при исследовании запоминания бессмысленного вербального материала немецким психологом А. Иостом в 1895 г. Согласно 3. И., при равной вероятности воспроизведения более старая информация, во-первых, медленнее забывается и, во-вторых, требует меньшего числа повторений при доучивании. В настоящее время действие 3. И. объясняют различиями кратковременной и долговременной памяти.

ЗАКОН ПИПЕРА (дополняет закон Рикко, см.) – характеризует роль пространственных взаимодействий в зрительной сенсорной системе при определении световых порогов в том случае, если площадь стимула превышает I угловой градус. Порог здесь увеличивается обратно пропорционально корню квадратному от площади стимула. Это.отношение только приблизительно, и границы его значимости зависят от типа рецептора, уровня адаптации и особенно от нейрональных взаимодействий в сетчатке и более высоких отделах зрительной системы.

ЗАКОН РИБО сформулирован в конце XIX в. французским психологом Т. Рибо; именуется также законом регрессии или обратного развития памяти; характеризует определенную последовательность процесса разрушения памяти, наблюдаемого при прогрессирующей амнезии в случаях заболевания или в пожилом возрасте. Разрушение памяти протекает, согласно этому закону, всегда в одном и том же порядке, начиная с неустойчивого и кончая стойким. Сначала разрушение касается недавних воспоминаний. Затем оно распространяется на все то, что связано с умственной деятельностью личности. Позднее оно захватывает чувствования и привычки. Заканчивается этот процесс распадом памяти инстинктивной, отличающейся, согласно Т. Рибо, самой высокой организацией.


Восстановление памяти в тех редких случаях, когда наблюдается выздоровление от прогрессирующей амнезии, происходит, как указывает Т. Рибо, в порядке, обратном ее разрушению.

3. Р. неоднократно подвергался критике в психологической литературе. Эта критика относилась, однако, г. о. к излишней универсализации данного закона. Сами же факты, наблюдавшиеся Т. Рибо, по мнению большинства авторов, надо считать неопровергнутыми.

ЗАКОН РИККО (1877) выражает постоянство произведения яркости порогового раздражителя на его угловой размер (площадь): В • S = const, где В – яркость раздражителя, S – его площадь. Др. название – закон полной временной суммации.

Область действия 3. Р. распространяется на световые раздражители с небольшими угловыми размерами, а их величина зависит от яркости адаптации и периферич-ности предъявления.

3. Р. соблюдается в центральном зрении для объектов а<,\5 утл. мин на темном фоне и а £ 1 – 2 утл. мин на светлом фоне. Для крайней периферии действие 3. Р. распространяется на объекты со» 1° на темном фоне, сужаясь до а» 0,3° при светлом фоне.

Для объектов с большими угловыми размерами ослабление яркости с увеличением площади не компенсируется.

В области действия 3. Р. величина светового потока, вызывающего пороговое ощущение, минимальна и составляет Езр(пор) * 2 • 10"9лк. Механизм действия 3. Р. – полная пространственная сумма-ция раздражителей; выражает приспособленность глаза к восприятию света малой интенсивности.

ЗАКОН СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЭНЕРГИЙ – сформулированный И. Мюллером (1827) общий принцип сенсорной психофизики. Согласно 3. с. э., каждому органу чувств свойствен специфический вид ощущений, не зависящий от характера действующего раздражителя.

ЗАКОН СТИВЕНСА (степенной закон)–вариант основного психофизического закона, предложенный американским ученым С. Стивенсом и устанавливающий степенную, а не логарифмическую



(см. Закон Фехнера) зависимость между субъективным рядом (рядом ощущений, впечатлений) и рядом раздражителей: У-/с-3", где У –субъективная величина, ощущение; S – стимул; п – показатель степени функции; k – константа, зависящая от единицы измерения. Показатель п стеленной функции различен для разных модальностей ощущений. Его пределы вариации: от 0,3 (для громкости) до 3,5 (для электрического удара).

ЗАКОН ТАЛЬБОТА – яркость источника прерывистого света при критической частоте слияния световых мельканий равна яркости непрерывного света, имеющего тот же световой поток. Видимая яркость – функция реального количества световых квантов, поступивших при прерывистом или непрерывном освещении.

ЗАКОН ФЕХНЕРА – величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Сформулирован в 1860 г. Г. Фехнером в его основополагающем труде «Элементы психофизики».

Исходя из того, что человек лишен способности непосредственно оценивать величину своих ощущений, Г. Фехнер предложил косвенный способ определения величины любого ощущения. Он вывел свою основную формулу измерения ощущений, базируясь на законе Вебера о постоянстве относительной величины приращивания раздражителя, вызывающего ощуще/ше едва заметного различия, и собственном постулате о том, что едва заметный прирост ощущения является величиной постоянной, вследствие чего может быть использован в качестве единицы измерения любой величины ощущения.

Г. Фехнер математически выразил тот известный факт, что ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения. Согласно его закону, возрастанию силы раздражения в геометрической прогрессии соответствует рост ощущения в арифметической прогрессии.

Долгое время 3. Ф. отождествляли с основным психофизическим законом, но в настоящее время 3. Ф. рассматривается лишь как один из возможных вариантов последнего.


ЗАКОН ХИКА – экспериментально установленная зависимость времени реакции выбора от числа альтернативных сигналов. Впервые она была получена немецким психологом И. Меркелем (1885) и позднее подтверждена и проанализирована английским психологом В. Е. Хиком (1952). Эту зависимость Хик аппроксимирует логарифмической функцией следующего вида:

где ВР – среднее значение времени реакции, усредненное по всем альтернативным сигналам; п – число равновероятных альтернативных сигналов; а – коэффициент пропорциональности. «1» в скобках репрезентирует дополнительную альтернативу – случай пропуска сигнала.

ЗАКОН ЭММЕРТА (по имени немецкого психолога Ф. Эммерта) – видимая величина последовательного образа меняется прямо пропорционально удаленности проекционного экрана, на котором он рассматривается. Действие 3. э. является следствием работы перцептивных механизмов, обеспечивающих в условиях восприятия реальных объектов константность их видимых размеров. Отклонения от 3. э. имеют место при больших расстояниях до проекционного экрана (свыше 10 – 15 м), в условиях редукции зрительной пространственной информации, а также при эйдетизме (см.).

ЗАКОНЫ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ: 1) для всякого цвета имеется др. цвет, от смешивания с которым может получиться ахроматический цвет (см. Цвета дополнительные); 2) если смешивать два цвета, лежащих по цветовому кругу (см. Цветовое зрение) ближе, чем цвета дополнительные, получается цвет, по тону лежащий между смешиваемыми цветами по меньшей дуге цветового круга; 3) Одинаково воспринимаемые цвета при смешивании дают и одинаково воспринимаемые смеси, независимо от различий в физическом составе смешиваемых цветовых стимулов.

Различают оптическое, или слагатель-ное, смешение цветов, когда лучи, соответствующие цветовым раздражителям, одновременно или в быстрой последовательности действуют на одни и те же элементы сетчатки глаза; техническое, или вычита-тельное, смешение цветов, когда каждый


Ш


из смешиваемых цветовых раздражителей поглощает часть лучей, освещающих их смесь, и в глаз попадают только лучи, оставшиеся после подобного вычитания непоглощенными.

ЗАПАХ – ощущение, возникающее при воздействии пахучих веществ на рецепторы слизистой оболочки носовой полости. Обычно 3. характеризуют веществом, которое вызывает данное ощущение. Летучесть пахучих веществ облегчает их проникновение в полость носа. 3. классифицируют по субъективному впечатлению от пахучего вещества. Цваардемакер разделил все 3. на 9 классов: эфирные (ацетон), ароматические (гвоздика), бальзамические (ваниль), амбромускусные (мускус), чесночные (сероводород), пригорелые (бензол), каприловые (сыр), противные (запах клопов), тошнотворные (скатол). Хеннинг выделял 6 основных 3.: пряный, фруктовый, цветочный, смолистый, гнилостный, пригорелый. Существует деление 3. на сильнопахучие, колющие и вкусовые. Имеется классификация 3., основанная на способности пахучих веществ поглощать ультрафиолетовые лучи. Качество 3. зависит от присутствия в пахучей молекуле особых атомных группировок (эфирной, фенольной, альдегидной и др.). Смесь пахучих веществ в зависимости от их концентрации и состава может ощущаться и как новый цельный 3., и как 3., состоящий из отдельных компонентов. Комбинация некоторых пахучих веществ не вызывает ощущения 3. (напр., перуанский бальзам –йодоформ).

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (у животных) – специфическая форма научения животных, при которой в их памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие некоторые врожденные поведенческие акты (см. Инстинкты животных). Такими объектами в естественных условиях являются прежде всего носители типичных признаков вида: родительские особи, детеныш одного помета, половые партнеры, а также пищевые объекты, постоянные враги и т. п. (см. Импринтинг).

Наиболее изученная форма 3. – «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и друг за другом. Эта реакция обеспечивает сплоченность семьи, воз-


можность охраны и ухода за потомством и формирование механизмов внутригруппо-вого поведения.

3. возможно лишь в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода времени, называемого сенсибильным (или критическим). Процесс 3. совершает-»ся чрезвычайно быстро (часто при первой же встрече с объектом 3.), без пищевого или иного дополнительного подкрепления. Как правило, результат 3. не поддается в дальнейшем изменению (необратимость 3.).

Фиксируемая при 3. совокупность признаков объекта приобретает характер постоянно действующей пусковой ситуации. Одновременно происходит восполнение соответствующего врожденного пускового механизма недостающими компонентами.

ЗАПОМИНАНИЕ – один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе 3. включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит путем их ввода в систему ассоциативных связей.

В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти различают произвольное и непроизвольное 3.; далее – 3. механическое и смысловое, а также опосредствованное и непосредственное. Непроизвольное 3. происходит без специально поставленной цели – запомнить, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала, подлежащего закреплению, и применения каких-либо приемов запоминания. Полнота, точность и прочность непроизвольного 3. зависят от целей и мотивов выполняемой человеком деятельности и от способов ее осуществления. Исследования П. И. Зинченко и А. А. Смирнова показали, что 3. более продуктивно, если запоминаемый материал входит в содержание основной цели деятельности. Продуктивность непроизвольного 3. в значительной степени зависит от умственной активности, самостоятельности в работе: материал, не требующий умственных усилий, запоминается нередко значительно хуже и менее прочно.

При произвольном 3. человек, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель – запомнить то, что намечено им самим или ему предлагается.



Т. о,, произвольное 3. является специальным мнемическим действием. Успешность произвольного 3. зависит от особенностей мнемических целей. Те или иные мнемиче-ские задачи (запомнить полно, точно, надолго и т. п.) вызывают разную ориентировку в содержании материала, определяют выбор и активацию определенных способов 3., а тем самым в существенной мере влияют и на его результаты (А. А. Смирнов, Л. В. Занков и др.). Решающим условием продуктивности произвольного 3. является применение след, приемов: составление плана запоминаемого материала (смысловая группировка и выделение смысловых опорных пунктов); соотнесение нового со старым, хорошо известным; классификация, систематизация материала; ассоциирование его по сходству и контрасту и т. п. Произвольное 3. при прочих равных условиях заметно продуктивнее непроизвольного: оно обеспечивает большую систематичность, сознательность, прочность усвоения знаний. Однако непроизвольное 3., являющееся продуктом содержательной, активной умственной работы, может быть более продуктивным, чем произвольное 3., если последнее осуществлено вне указанных выше условий.

Противопоставление механического и смыслового 3. основывается на его рассмотрении в связи с процессами понимания Механическим принято называть 3. точной последовательности тех или иных объектов, осуществляющееся без установления логической связи между частями запоминаемого материала. Осмысленное же 3. совершается при раскрытии различных логических, существенных (в частности, причинно-следственных) связей в запоминаемом материале, при выделении в нем главного и второстепенного, что предполагает мысленную переработку запоминаемого материала и делает смысловое 3. гораздо более продуктивным, чем механическое. Практически, однако, смысловое и механическое 3. тесно связаны между собой и обычно соучаствуют в актах мнеми-ческой деятельности.

В противоположность непосредственному 3., предполагающему запечатление воспринятого как оно есть, без всякой дополнительной переработки, опосредствованное 3. характеризуется сознательным использованием различных вспомогательных средств для 3., выполняющих затем


роль «ключей» при воспроизведении. Опосредствование почти всегда имеет место в процессах осмысленного 3. Исследования А. Н. Леонтьева показали, что непосредственное 3. является лишь первым этапом развития памяти, в то время как высший этап ее развития составляет употребление внутренних опосредствующих элементов.

Можно выделить несколько факторов, влияющих на 3. Это, во-первых, особенности самого материала, подлежащего запоминанию: чем более осмысленной и значимой для субъекта является информация, тем лучше она запоминается. Др. важной детерминантой 3. является контекст, в котором находится запоминаемый материал: экспериментальные исследования показали, что 3. осуществляется лучше, если при восстановлении элементы материала находятся в том же контексте, что и во время его заучивания. Указанные факты, в свою очередь, являются следствием специфичности структуры памяти, представляющей собой отражение деятельности человека. Поскольку не существует двух индивидов, деятельность которых была бы во всем тождественна, память каждого конкретного человека также имеет свои особенности. В отношении рассмотренных выше факторов это означает, что один и тот же запоминаемый элемент имеет для каждого человека свой смысл и значение. Аналогичным образом контекст вызывает большее или меньшее облегчение 3.

Важную роль в процессе 3. играет повторение, позволяющее увеличивать время обработки поступающего в память" материала. В одном случае информация удерживается на уровне сознания в виде отдельных элементов, которые хорошо восстанавливаются при непосредственном воспроизведении. Однако такое 3. не позволяет воспроизводить информацию, если с момента ее предъявления прошло много времени. Долговременное 3. становится возможным, только если осуществляется повторение второго типа, когда запоминаемые элементы включаются в систему ассоциативных связей, образующих память. Установление связей между элементами запоминаемой информации и элементами, уже имеющимися в памяти (кодирование), является необходимым условием точного долговременного 3.



ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ (1905 – 1981) -советский психолог, ученик Л. С. Выготского. В 30-е гг., будучи членом Харьковской школы, стоял у истоков деятельно-стного подхода в психологии, вместе с А. Н. Леонтьевым разрабатывал проблему возникновения психики в филогенезе. Однако главный вклад в теорию деятельности 3. внес своими онтогенетическими исследованиями. Им было показано, что в истоках любого познавательного процесса ребенка лежат практические действия: так, восприятие представляет собой свернутое «перцептивное действие», уподобляющееся основным свойствам воспринимаемого предмета; мышление возникает первоначально как практическое (т. е. «действенное») обобщение и т. п. Впоследствии им была начата разработка идеи развития эмоций как овладения действиями по оценке смысла ситуации для субъекта. Процесс интериоризации (см.) понимался 3. как превращение во внутренние первоначально внешних форм ориентировочной деятельности. Эти взгляды оказали свое влияние на формирование концепции предмета психологии как ориентировочной деятельности в русле деятельностного подхода. На основе обобщения теоретических и практических (по восстановлению движений у раненых во время Отечественной войны) исследований 3. создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий.

ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ – торможение, наступающее тогда, когда сила раздражения переходит границы, биологически допустимые для организма. 3. т. иногда называют парабиоти-ческим (термин Н. Б. Введенского) или охранительным (термин И. П. Павлова).

ЗАТЕНЕНИЕ – процедура, применяемая в исследованиях слухового внимания: испытуемого просят повторять вслух сообщение (как бы «оттенять» его на фоне других), передаваемое по одному (специально указываемому) из нескольких каналов. Напр., при дихотическом слушании нужно повторять то, что поступает на правое ухо, и игнорировать то, что поступает на левое.


ЗАТЫЛОЧНО-ТЕМЕННОЙ СИНДРОМ – см. Синдромы •нейропси-хологические.

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Ситуации, требующие 3. п., характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Эта субъективная угроза может порождаться конфликтом противоречивых тенденций внутри личности или несоответствием поступающей извне информации сложившемуся у личности образу мира и образу Я. 3. п. направлена в конечном счете на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира, которая достигается устранением из сознания источников конфликтных переживаний или же их трансформацией таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта. К механизмам 3. п. относят также специфические формы реагирования, снижающие остроту переживания угрозы или внутриличност-ного конфликта.

Начало исследованиям механизмов 3. п. было положено 3. Фрейдом, рассматривавшим их как формы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями и запретами, и А. Фрейд, видевшей в них также механизм разрешения (снятия) внешних конфликтов, адаптации к социальному окружению. Согласно А. Фрейд, механизмы 3. п. являются продуктом индивидуального опыта и научения. В 40 – 50-е гг. были развернуты исследования 3. п. на уровне изучения механизмов трансформаций угрожающего или конфликтогенного объекта в процессе его восприятия (т. н. перцептивная защита). Всего описано более 20 видов механизмов 3. п. Основные из них: вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний; реактивное образование – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное; регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления; идентификация – бессозна-



тельное уподобление угрожающему объекту; рационализация – рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся в иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях; сублимация – преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемые формы активности; проекция – приписывание другим людям вытесненных мотивов, переживаний и черт характера; изоляция – блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей мевду эмоциональными переживаниями и их источником.

3. п. нельзя однозначно рассматривать как полезное или вредное явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дестабилизирующих переживаний и добиться более или менее успешной адаптации, 3. п. в то же время лишает человека возможности активно воздействовать на ситуацию и устранить источник переживаний. Альтернативой 3. п. в подобных ситуациях может быть либо реальное вмешательство в ситуацию и преобразование ее, либо самоизменение, адаптация к ситуации за счет преобразования самой личности. Полезный (адаптивный) эффект 3. п. в большей степени проявляется, когда масштаб конфликта, угрожающего целостности личности, относительно невелик. При существенном конфликте, требующем устранения его причин, 3. п. играет, скорее, негативную роль, затушевывая его и снижая его эмоциональную напряженность и значимость для личности.

ЗЕЙГАРНИК БЛЮМА ВУЛЬ-ФОВНА (1900 – 1988) – советский психолог. В 20-е гг., учась в Германии у К. Левина, провела исследование по проблеме шбывания завершенных и незавершенных действий, в котором был экспериментально доказан эффект лучшего (в 1,9 раза) запоминания незавершенных действий (см. 1ейгариик эффект). Впоследствии разрабатывала проблемы патопсихологии (г. о. патологии мышления) на основе идей Л. С. Выготского и деятельностного подхода в психологии, явившись одним из основателей патопсихологии как науки. Известна также своими исследованиями современных теорий личности.


ЗЕЙГАРНИК ЭФФЕКТ– явление зависимости эффективности запоминания материала от меры законченности действия. 3. э. назван по имени открывшей его ученицы К. Левина – Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: