double arrow

Напряженность – см

Стресс.

НАРКОМАНИЯ (от греч. ndrke – помрачение сознания и mania – страсть) – патологическое влечение к наркотикам. Привыкание возникает постепенно при систематическом и частом употреблении этих веществ. Для всех видов Н. характерно состояние абстиненции – плохое самочувствие при отсутствии наркотических веществ.

Одним из самых распространенных видов Н. является хронический алкоголизм. Основной его признак – синдром похмелья. При интоксикации, вызванной длительным употреблением алкоголя, появляются дрожание рук, головная боль, раздражительность, придирчивость, утрата работоспособности и др. Эти явления временно исчезают при приеме сравнительно небольших доз алкоголя.

Другие виды Н. – морфинизм, опиофа-гии, гашишизм, пристрастие к героину, марихуане и т. п. Длительный прием наркотических веществ ведет к полной деградации личности, утрате всех интересов (кроме интереса к наркотику), эмоциональному и интеллектуальному оскудению.


НАРЦИССИЗМ (по имени героя древнегреч. мифологии) – влечение к самому себе, предпочтение собственного тела в качестве сексуального объекта. Синонимы: аутоэротизм, аутомоносексуа-лизм,нарцизм.

Поведенческим проявлением Н. является достижение сексуального удовлетворения путем любования своим обнаженным телом, особенно половыми органами, ласкающих поглаживаний тела, онанирования перед зеркалом. Последнее некоторые авторы рассматривают как основание отнесения онанизма (см.) к формам ауто-эротизма. Однако для понимания сексуальных девиаций имеет значение не только механизм удовлетворения, но и объект влечения (напр., к мастурбации прибегают и фетишисты): именно здесь мы наблюдаем существенное различие, поскольку фантазии «чистого» онаниста направлены не на себя. Н. встречается у мужчин и женщин, чаще в 14 – 18 лет, как эпизод в процессе формирования сексуальности (нормальной или девиантной) и редко полностью замещает остальные формы сексуального поведения в зрелом возрасте. Чаще всего Н. или его элементы имеют место при воспитании ребенка в изоляции от сверстников, усиливающей роль его тела как источника изучения. Помимо этого, Н. может развиваться на почве истерической психопатии. К. Г. Юнг, X. Кохут и др. видели в Н. следствие плохого родительского воспитания, лишенного эмпатии, в результате которого личность оказывается неспособной к подлинному самолюбию (вытекающему из любви других).

Распространению термина «Н.» содействовал 3. Фрейд. Он понимал Н. шире, чем собственно сексуальную девиацию, – как определенную и закономерную стадию развития либидо. Каждому ребенку свойственны некоторые элементы Н. («первоначальный Н.»), вскоре угасающие, но впоследствии могущие стать доминирующими и определить выбор сексуального объекта (вторичный Н., или нар-циссические нарушения личности). Суть Н., по Фрейду, – помещение в самости всего внешнего мира или неспособности различения самости и мира, что определяет как внутренний мир, так и поведение: нарциссическая личность поглощена собой, отрезана от других, плохо социально адаптирована, тщеславна, манерна. «Ли-


215-


бидо, оторвавшись от внешнего мира, обращается на собственное Я, и т. о. создается состояние, которое мы можем назвать Н.». Нарциссический тип выбора предполагает одну из 4 возможностей для сексуального объекта: а) самого себя – «то, что сам из себя представляешь»; б) «то, чем прежде был»; в) «то, чем хотел бы быть»; г) «лицо, бывшее частью тебя» (в то время как другой, опорный, тип предполагает выбор вскармливающей женщины или защищающего мужчины). Для Фрейда Н. – скорее личностное свойство, проявляющееся в отсутствии потребности любить другого и быть любимым. Интересно, что он видит дальнейшее развитие Н. в родительской любви к детям (которую многие считают высшим проявлением альтруизма). Ребенок воспринимается как нечто, с одной стороны, являющееся частью родительского Я, а с другой–представляющее то, чем это Я хотело бы быть. Поэтому родительское преувеличение достоинств и игнорирование «обычности» и недостатков ребенка, стремление убрать с его дороги все препятствия (дабы он мог воплотить все неисполненные желания родителей) расцениваются Фрейдом как возрождение Н. родителей.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений. Современный этап изучения Н. характеризуется раскрытием молекулярной структуры генетического материала и выявлением важных особенностей его функциональной организации. Установлено, что хранение, воспроизведение и передача наследственной информации обеспечиваются посредством дезоксирибонуклеиновой (ДНК) и рибонуклеиновой (РНК) кислот.

Совокупность генов – генотип – образует целостную, исключительно слаженно и эффективно работающую систему, постоянно совершенствующуюся в процессе эволюции. Под контролем генотипа находятся все признаки организма – морфологические, биохимические, физиологические, вплоть до параметров высшей нервной деятельности у животных и человека (см. Генетика поведения). Однако становление признаков и их индивидуальное выражение зависят в пределах возможностей, заданных генотипом, от конкретных


условий, которые складываются для каждой особи в процессе индивидуального развития.

НАСТОЙЧИВОСТЬ – качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Не следует на основании внешнего сходства смешивать Н. с упрямством. И то и другое характеризуется упорным стремлением достичь желаемого, однако в отличие от Н. при упрямстве единственным мотивом поведения является самоутверждение, стремление настоять на своем.

Воспитание Н. необходимо начинать с раннего возраста. Самое главное – приучить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Следует ставить перед ним достаточно трудные, но выполнимые задачи и неуклонно требовать, чтобы он доводил начатое дело до конца. Очень важно также выработать у ребенка умение самостоятельно ставить и разрешать объективно значимые задачи. В школьном возрасте важная роль в развитии Н. принадлежит самовоспитанию.

НАСТРОЕНИЕ – одна из форм эмоциональной жизни человека. Н. называется более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.

Н. влияет в различной степени на все психические процессы, протекающие в данный отрезок жизни человека. В отличие от чувств, всегда направленных на тот или иной объект (настоящий, будущий, прошлый), Н., будучи часто вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.

Н. характеризуется эмоциональным тоном (положительным – веселое, жизнерадостное, повышенное и отрицательным – грустное, подавленное, пониженное), а также различной динамикой. Относительно устойчивое Н. возникает в результате удовлетворения или неудовлетворения существенных запросов и устремлений человека. Среди факторов, определяющих индивидуальные различия людей в отношении частоты смены Н. и других особенностей, важное место занимают характеристики темперамента.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: