Семантическая афазия-

см. Афазия.

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ – одно из направлений психологической помощи. Как самостоятельное направление С. т. возникла в 50-е гг. XX в. в рамках зарубежной психотерапии (см.). Традиционным психотерапевтическим ориентациям на личность и на социум, часто вступаю-



щим друг с другом в противоречие, С. т. противопоставила усилия, направленные на развитие личности в семейном окружении. Такой подход оказался не только продуктивным, но и экономически эффективным. Семья, если дать ей нужный профессиональный толчок, сама, на основе внутренних ресурсов, способна помочь своим членам, а не усугублять страдания обратившегося за психологической помощью. Так или иначе необходимо принимать во внимание, что если психотерапевт спод-вигнет человека к совершенствованию, то тем самым выведет из равновесия его семью.

Своей верой в то, что резервы, заключенные в благожелательных семейных отношениях, способны оградить человека от сложностей жизни, помочь в решении его психологических проблем, С. т. еще более укрепила позиции психотерапии, восставшей против традиционной психиатрии с ее центрированностью на Лекарствах и госпитализации психических больных. При этом ответственность за исход работы ложится на семью, а не на психотерапевта. В представлениях о профессиональной позиции и роли личности психотерапевта С. т. также резко революционизирует всю практику психологической помощи, противопоставляя его образ образу духовного учителя, гуру. Психотерапевт не может,дать семье больше, чем ее члены могут сделать друг для друга, по сути дела он лишь способствует запуску положительного семейного механизма.

Научно-психологической основой для С. т. служат психология развития личности в семейном окружении и психология межличностных отношений в семье. Социология семьи, культурология, социо-биология также вносят существенный вклад в формирование методологической основы С. т. За рубежом С. т. в настоящее время представляет собой целый мир, область науки, сообщество профессионалов с уже установившейся этикой, правилами и традициями, множеством часто противоборствующих друг с другом направлений и подходов, своей собственной историей и классиками – Вирджинией Сатир, Карлом Витакером, Сальвадором Минухи-ным, Марой Сельвини Палазолли, Джеем Хейли, Мюрреем Боуэн, Клу Маданес, Линн Хофман и др. Теория и практика


С. т. в нашей стране имеют пока совсем короткую историю. С. т. находится в процессе становления, хотя и представлена рядом ярких и самобытных специалистов.

СЕМИОТИКА (от греч. пета – знак) – наука о знаках и знаковых системах. Она распадается на 3 основные отрасли: а) семантику, исследующую соотношение знака и обозначенного; б) синтаксис, изучающий закономерности сочетания знаков в сообщении; в) прагматику, исследующую закономерности употребления знаков в конкретной ситуации общения. Существует расширенное и более узкое понимание знака и соответственно С. При расширенном понимании в предмет С. включают все физические явления, выступающие для человека как заместители других явлений: дым как знак пожара, гром как знак надвигающейся грозы и т. п. (обычно называемые в С. не знаками, а признаками). Более узким является понимание С. как науки только о таких физических явлениях, которые используются для передачи информации и специализированы для этой цели. Тогда предмет С. охватывает, напр., сигналы животных, изучаемые специальной областью – зоосемио-тикой. Наконец, возможно понимание С. только как науки о собственно знаках («человеческих» знаках), обладающих не только объективной функцией, но и содержанием, доступным сознательной интерпретации. Если сохранить термин «знак» только за этим классом явлений, то на более элементарных уровнях можно говорить соответственно о сигналах и признаках (см. также Знак).

Знаки (в очерченном здесь узком смысле) всегда образуют систему, хотя возможно и случайное употребление неспецифических средств в знаковой функции. Различают первичные знаковые системы, в которых знак представляет единство общения и обобщения и которые являются условием существования и формой выражения сознания (напр., язык), и вторичные знаковые системы, возникающие на базе первичных и невозможные без них. Большинство из них при восприятии сообщений переводится в исходную форму, первичную (напр., азбука Морзе), другие непереводимы, но невозможны без первичных (напр., системы обозначений географической карты).



С. как наука о средствах общения и других специализированных средствах, опосредующих человеческую деятельность, тесно смыкается с психологией, особенно с психологией общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: