Роландический ритм-

см. Мю-ршпм.

РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ (1889 – 1960) – отечественный психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Философско-психологическое образование получил в Марбурге (Германия). Успешно сочетал преподавательскую и научную работу; несколько лет (с 1942 г.) возглавлял Институт психологии. Не менее важна и организаторская деятельность Р.: именно ему МГУ им. М. В. Ломоносова обязан созданием кафедры, а затем отделения психологии (1943), а Институт философии АН СССР – сектора психологии (1945). Первую формулировку принципа единства сознания и деятельности, явля-



ющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода, Р. дал в статье «Принцип творческой самодеятельности» (1922), в 30-е гг. он содержательно обосновал его (человек и его психика формируются и проявляются в деятельности, изначально практической) и сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма. В 1947 г. Р. обвинили в космополитизме и «преклонении перед иностранщиной» и сняли со всех постов. Особой критике подвергся его труд «Основы общей психологии», в 1942 г. удостоенный Сталинской премии (и до сих пор являющийся лучшим отечественным учебником). После снятия обвинений в 1953 г. Р. воссоздает сектор психологии, публикует «Бытие и сознание» (1957), «О мышлении и путях его развития» (1958), «Принципы и пути развития психологии» (1959). Он разрабатывает новые методологические принципы психологической науки, в частности принцип детерминизма (который кратко формулируется как «внешние причины действуют через внутренние условия»), и создает концепцию психического как процесса. Последняя нашла теоретическое и экспериментальное развитие в трудах его учеников и последователей, особенно применительно к проблеме мышления (А. В. Брушлин-ский, К. А. Абульханова-Славская и др.). В сфере интересов Р. находились многие проблемы общей психологии (мышление, эмоции, способности, темперамент и пр.), педагогической психологии, философии, логики и т. д. Философско-методологиче-ский потенциал идей Р. еще не исчерпан и пользуется в настоящее время возрастающим вниманием психологов, в т. ч. зарубежных.

САДИЗМ (по имени французского писателя маркиза де Сада, описавшего в своих романах множество способов истязания полового партнера и утверждавшего право человека на ничем не ограничиваемое сексуальное поведение) – половое удовлетворение, испытываемое путем причинения страданий или унижений сексу-


альному партнеру. Синонимы: половое на-сильничество, эротический пшранизм, активная апголагния (альголагния). Термин «С.» предложен Р. фон Крафт-Эбингом. Для садиста сексуальное наслаждение возможно лишь при полном доминировании, неограниченном господстве над партнером, обычно проявляющемся в нанесении физических или психических т^авм. Диапазон действий садиста необычайно широк: от оскорблений, брани, угроз, пачка-ния одежды экскрементами, спермой (пи-кацизм) до побоев, бичевания (флагелля-ция), нанесения ран, убийства.

Садистские наклонности могут не реализовываться на практике, а воплощаться только в фантазиях. Некоторые исследователи полагают, что садистские наклонности присутствуют в сексуальном сценарии каждого мужчины и даже каждой женщины (что проявляется в стремлении к полному обладанию объектом влечения), но обычно тормозятся. Неверно думать, будто С. присущ только мужчинам. Объектом влечения садиста может быть лицо как противоположного, так и своего пола (са-догомосексуализм), а также животное (зоо-садизм). С. часто сочетается с педофилией и геронтофилией, когда слабость и уязвимость жертвы определяются ее молодым или, наоборот, преклонным возрастом. Особым случаем является воспитательный садизм, или диппольдизм (по фамилии домашнего учителя Диппольда, который ради получения сексуального наслаждения так истязая своего воспитанника, что довел его до смерти).

Крайние и весьма редкие случаи С. – некрофилия, вампиризм и бертранизм. Некрофилия (некромания, некросадизм) представляет собой половое влечение мужчин к трупам. Некрофилы чаще используют трупы, а на убийство идут крайне редко. Высказывается предположение, что некрофилия возникает в случае фиксации в сознании эякуляции И оргазма, наступающих у некоторых мальчиков и подростков при острей эмоциональной реакции, вызванной страшными рассказами о привидениях, кладбищах, убийствах. Вампиризм сочетает в себе элементы С. и фетишизма (см.), причем роль фетиша играет кровь партнера. При легкой форме вампиризма девиант использует сладострастные чувства, воображая, как его партнер исте-



каст кровью, или представляя потоки крови; при более тяжелой он наносит укусы или царапины, иногда, весьма серьезные порезы и уколы («подкалыватели»). В бер-транизме (по имени описанного Крафт-Эбингом французского поручика Бертрана, сексуально наслаждавшегося, выкапывая трупы, расчленяя их и иногда совершая с ними половой акт) соединяются некрофилия и С,

С. связан с нарушением прав личности, агрессией. Следование садистским наклонностям нередко приводит к половым преступлениям, причем сопротивление жертвы лишь усиливает наслаждение садиста. Однако нередки случаи, когда партнер садиста не является жертвой в буквальном смысле, а также испытывает сексуальное наслаждение (см. Мазохизм). С. и мазохизм тесно связаны, что может приводить не только к созданию устойчивой партнерской пары садист – мазохист, но и к перемене ролей. Многие исследователи предпочитают говорить о садомазохизме (см.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: