Государственное управление и инвестиционный климат

Ключевую роль в формировании инвестиционного климата играют политика и действия органов государственного управления. Хотя ряд факторов (например, географические) едва ли подвластны правительству страны, от него во многом зависят гарантии прав собственности, подходы к государственному регулированию и налогообложению (реализуемые как внутри страны, так и на ее границах), создание инфраструктуры, функционирование финансовых рынков и рынков труда, а также факторы более общего плана, определяющие качество государственного управления, например, уровень коррупции.

Общество получает огромную выгоду от деятельности компаний. Тем не менее, их интересы не во всем совпадают с интересами общества, и этот конфликт наиболее ярко проявляется в сфере налогообложения и государственного регулирования [12].

Можно выделить несколько противоречий:

  • недовольство компаний высокими налогами, однако, за счет налоговых поступлений идет финансирование предоставляемых государством услуг, которые способствуют улучшению инвестиционного климата и решению других социальных задач;
  • многие компании предпочли бы работать в условиях менее жесткого регулирования их деятельности, однако рациональная система регулирования помогает устранять сбои рыночного механизма, способствуя тем самым улучшению инвестиционного климата и защите иных интересов общества.

Создание здорового инвестиционного климата требует от правительств обеспечения баланса этих интересов.

Согласно мнения Всемирного банка [13], имеющиеся у компаний возможности и стимулы к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению производства определяются затратами, рисками и препятствиями на пути развития конкуренции, связанными с имеющимися инвестиционными возможностями [14]. Влияние органов государственного управления на эти факторы обеспечивается сочетанием официальной политики в определенных областях – обеспечение стабильности и безопасности, нормативно-правовое регулирование и налогообложение, финансы и инфраструктура, а также рабочая сила и рынки труда – и практической деятельности государственных органов, а также более общими параметрами системы государственного управления. К числу последних относятся пресечение попыток рентоориентированного поведения, укрепление доверия к власти, создание атмосферы общественного доверия и законности, а также выбор политики, соответствующей местным институциональным условиям.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед правительствами, должно стать расширение возможностей и стимулирование компаний всех типов к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению бизнеса. Речь идет не только об увеличении объемов инвестиций, но и о повышении производительности, что представляет собой основное условие обеспечения устойчивого экономического роста. Цель состоит в улучшении инвестиционного климата в интересах всех слоев общества. Благоприятный инвестиционный климат выгоден обществу в целом, а не только компаниям, и распространяется на все компании, а не только на крупные или располагающие серьезными политическими связями.

Улучшение инвестиционного климата является главным направлением общей стратегии самого Всемирного банка в области развития. С ним связана другая очень важная задача, нашедшая свое отражение во втором направлении стратегии Банка, а именно, инвестирование в людские ресурсы и расширение прав и возможностей населения, с тем, чтобы люди могли воспользоваться возникающими возможностями.

В России, согласно данным рейтингового агентства «Эксперт» [15], важнейшей составляющей инвестиционного риска в межгосударственном сопоставлении является законодательство. Специфика межрегионального подхода состоит в том, что на территории большинства регионов действует единый общегосударственный или "общефедеральный" законодательный фон, который слегка видоизменяется в отдельных регионах (субъектах федерации) под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий. Кроме того, законодательство, как правило, не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства - составляющих инвестиционного потенциала региона.

Основа государственной инвестиционной политики большинства регионов России идентична. Например, основной целью инвестиционной политики Ростовской области [16] в 2005 году является наращивание общего объема инвестиций в экономику и социальную сферу за счет более эффективного использования бюджетных и привлечения внебюджетных ресурсов. Основной задачей в 2005 году являлось стимулирование привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, обеспечивающие поступательное развитие экономики Ростовской области и повышение конкурентоспособности производства. Решение этой задачи предполагалось осуществлять путем:

  • мобилизации всех инвестиционных ресурсов за счет предоставления государственной поддержки в соответствии с Областным законом «Об инвестициях в Ростовской области»;
  • концентрации инвестиций, являющейся необходимым условием роста их эффективности;
  • расширения поля инвестиционной деятельности за счет вовлечения в инвестиционный процесс банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов;
  • более полного использования инвестиционных возможностей, предоставляемых федеральным бюджетом;
  • дальнейшего формирования инвестиционного имиджа Ростовской области посредством проведения инвестиционных выставок, конференций, презентаций.

Как видим из представленного сравнения инициатив Всемирного банка и крупнейшего российского рейтингового агентства «Эксперт», взгляды на понятие категории инвестиционный климат, методологии оценки его состояния, государственную политику в области поддержания и доведения его до благоприятного уровня несколько различны. Какой взгляд будет положен в основу формирования инвестиционного климата конкретной территории в поиске путей достижения экономического роста? Все зависит от приоритетов развития, профессионализма принимающих решения лиц, местных условий.

[1]Доклад о мировом развитии 2005 «Улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения». - Вашингтон, Федеральный округ Колумбия: Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк

[2] Там же.

[3]Доклад о мировом развитии 2005 «Улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения». - Вашингтон, Федеральный округ Колумбия: Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк

[4]Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России// http://www.expert.ru/expert/ratings/regions/reg96/data/reg.htm

[5] Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1997-1998 годы// http://www.expert.ru/expert/ratings/regions/index.shtml

[6] Там же.

[7] Иванова М.Ю. Понятие инвестиционного климата и его влияние на эффективность инвестиционного воздействия партнеров. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1996; Лебедев В.М. Формирование инвестиционного климата в России/Финансы – 19995. - № 4.

[8]Доклад о мировом развитии 2005 «Улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения». - Вашингтон, Федеральный округ Колумбия: Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк

[9] Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России// http://www.expert.ru/expert/ratings/regions/reg96/data/reg.htm

[10]Информация и методы// http://www.expert.ru/expert/ratings/regions/reg2005/44-obl.htm

[11] Информация и методы// Эксперт, #45 (352) от 2 декабря 2002// http://www.expert.ru/expert/ratings/regions/reg2002/reg1.htm

[12]Доклад о мировом развитии 2005 «Улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения». - Вашингтон, Федеральный округ Колумбия: Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк

[13] Там же.

[14]Там же.

[15]Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России// http://www.expert.ru/expert/ratings/regions/reg96/data/reg.htm

[16]Инвестиционная программа Ростовской области на 2005 год. Утверждена Областным законом от 14.02.04 № 207-ЗС, в редакции областных законов от 29.03.05 № 298-ЗС, от 26.07.05 № 341-ЗС, от 02.08.05 № 347-ЗС, от 08.11.05 № 389-ЗС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: