Первоначально рейтинг создавался исключительно как справочное пособие для прямого инвестора. Постепенно к этому стало добавляться понимание рейтинга как универсального инструмента оценки результатов и прогнозов различных аспектов регионального развития. Например, в свое время он был вполне успешно использован нами как инструмент прогноза политического будущего региональных лидеров.
Кстати, прогностическая ценность рейтинга не иссякла и поныне - переназначаются прежде всего главы регионов, стабильно улучшавших свои позиции в рейтинге (верно и обратное, подробнее см. "Эксперт №44 за 2005 г.).
Однако реформа государственной власти все же привела к изменению вектора ответственности и отчетности региональных лидеров. Они постепенно переходят из сферы политики в сферу управления, попросту говоря, становятся прежде всего управленцами.
Это требует иного подхода к системе и инструментам оценки деятельности региональных управленческих "команд". Упорная работа федеральных властей над этой проблемой привела к появлению нескольких подходов к оценке ("критерии Козака", список Минрегионразвития РФ и др.), каждый из которых базируется на сложной системе показателей, часть которых, к сожалению, на сегодняшний день отсутствует в статистической отчетности. В ряде зарубежных стран используется принципиально иной подход - текущая оценка деятельности власти проводится преимущественно путем социологических опросов населения и представителей бизнеса, итоги которых публикуются в прессе.
Учитывая новую тенденцию, мы ввели в состав интегрального инвестиционного риска новую компоненту - управленческий риск. При этом упор сделали на оценку результатов исполнения полномочий региональных органов власти в социальной, финансовой (бюджетирование), программно-целевой, экономической сферах с учетом динамики развития региона. Например, для оценки выполнения социальных функций системы регионального управления был выбран один из общепринятых в мировой практике универсальных показателей - уровень младенческой смертности (таблица 6). За базу сравнения был принят не среднероссийский показатель смертности (11,0 промилле), а средний показатель для развитых стран мира по данным "Статистического ежегодника ООН" (6,0 промилле). Сравнение с выбранным нормативом показало, что лишь в Санкт-Петербурге уровень младенческой смертности приблизился к выбранному нормативу.
Таблица 6. Уровень младенческой смертности в 2005 г. - "Лучшие" регионы
| Регион (субъект федерации) | Младенческая смертность, промилле |
| Российская Федерация | 11,0 |
| Санкт-Петербург | 6,2 |
| Ярославская область | 7,4 |
| Ханты-Мансийский автономный округ-Югра | 7,4 |
| Чувашская Республика | 7,8 |
| Республика Калмыкия | 7,9 |
| Республика Татарстан | 8,0 |
| Самарская область | 8,2 |
| Агинский Бурятский автономный округ | 8,2 |
| Республика Коми | 8,6 |
| Краснодарский край | 8,6 |
| Тюменская область | 8,6 |
| Республика Северная Осетия - Алания | 8,7 |
| Белгородская область | 8,9 |
| Москва | 9,0 |
| Тамбовская область | 9,1 |
| Республика Мордовия | 9,1 |
| Саратовская область | 9,1 |
| Владимирская область | 9,3 |
| Липецкая область | 9,3 |
| Кировская область | 9,3 |
| Источник: Росстат |






