Выразительные средства хореографии

1.Фольклорный танец. 2.Театрально-сценический танец (классический, характерный, исторический, современный). 1. Фольклорный танец или народный – один из древнейших видов народного искусства. Термин «народный танец» предназначен для танцев, которые в значительной степени связаны с традицией и зародились в те времена, когда существовали различия между танцами «простого народа» и танцами «высшего общества». Он складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движения с музыкой. Несмотря на различия, фольклорные танцы разных стран имеют много общего в ритмическом строении и рисунке движений. Фольклорный танец – неотъемлемая часть народных обрядов и празднеств. Постепенно, отходя от обрядовых действий, он наполнился новым содержанием, отражавшим особенности быта. Народный танец - искусство, основанное на творчестве самого народа. Он подразумевает соучастие зрителей, в нем запечатлеваются основные черты характера и темперамента создавшего его народа. Хотя фольклорный танец может исполняться и в городах, истоки его почти всегда связаны с сельской местностью. Он передается от поколения к поколению.Фольклорные танцы относятся к производственной деятельности народа. Они подразделяются на несколько типов: сельскохозяйственные танцы, трудовые, охотничьи, воинские, любовные и т.п.

Театрально – сценический танец - один из основных видов танца, предназначенный для зрителей, и предполагающий создание хореографического образа на сцене. Сценический танец возник из народного танца в процессе профессионализации танцевального искусства. Он развивался и видоизменялся на протяжении веков. В XVII веке начала складываться современная система сценического танца с разделением на классический и характерный танец. В начале XX века система театрально – сценического танца продолжает развиваться и вбирает в себя элементы других пластических и танцевальных систем - народных, бытовых, бальных танцев, драматической пантомимы и свободной пластики. В театрально – сценическом танце исполнение связано с актерским искусством, а постановка с балетмейстерским. Классический танец – исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщенной трактовке сценического образа. Термин «классический танец» возник в России в конце XIX века (до этого были термины «серьезный танец», «благородный», «академический»). Разделение на элементы, отбор и систематизация движений легли в основу школы классического танца. Она построена на изучении различных групп движений: приседания (plie),отведение ноги, шаги (battement), прыжки (элевация), вращения (pirouette, tour, fouette), положения корпуса (attitude, arabesque). В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы. Движения строятся на основе выворотности ног. Характерный танец – разновидность сценического танца, одно из выразительных средств балетного театра. Этот термин менял свое значение в различные эпохи. В начале XIX века термин служил определением танца в характере, в образе (крестьянин, матрос, нищий и т.д.). Танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж. Карло Блазис (1795 – 1878) стал называть характерным любой народный танец, поставленный в балетном спектакле. Это значение термина соблюдается и сейчас. Т.е. в настоящее время характерный танец в балете – это либо национальный танец, либо танец, несущий в себе характеристику героя (цыганский танец, танец Кота, танец Колдуньи и т.д.). В конце XIX века был создан экзерсис характерного танца (позднее утвержден как учебная дисциплина), где различные движения народного танца исполнялись в строгих рамках школы классического танца. Современный танец (танец модерн) - направление сценической хореографии, отвергающее традиционные балетные формы, включающее различные виды свободных, пластических, ритмических, ритмо -пластических и других танцев. Основными принципами танца модерн являются: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами.

Бытовой или бальный танец - это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д. Историко - бытовой танец. В этих танцах оживает лицо истории, возрождаются нравы исчезнувшего быта. В исторических танцах отражены вкусы различных социальных слоев, различных классов: от королевской семьи и придворной среды до сравнительно демократических групп городского населения. Историко – бытовой танец, по сути дела, народный танец. Его корни уходят в народное творчество.

Вопросы по данному разделу: 1.Что такое «синкретизм»? 2. Необходимость существования различных видов искусства? 3. Объяснить понятие «хореография». 4. Специфика хореографического искусства. 5. В чем отличие театрально – сценического танца от фольклорного? 6. Как менялось значение термина «характерный танец» в различные эпохи?

Список литературы к I разделу: 1. Балет. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1981. 2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999. 3. Белова М.Г. Искусство (на подступах к пониманию).- М., 2003. 4. Блок Л.Д. Классический танец: История и соврем. - М.: Искусство,1967. 5. Брейль А. Первобытное искусство. – Новосибирск, 1971. 6. Еремеев А. Ф. Происхождение искусства. - М., 1970. 7. Заикин Н.И.Фольклорный танец и его сценическая обработка. - М.,1999. 8. Зись А. Виды искусства. – М.: Знание, 1979. 9. Королева Э.А.Ранние формы танца. Кишинев, 1971. 10. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб., 1998.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: