double arrow

Наказание как кара


Некоторые родители пользуются карательными методами. Они используют страх перед наказанием, чтобы управлять своими детьми. Такой метод воспитания имеет много разновидностей. Он может выражаться в крике, побоях или лишении ребенка его любимых вещей. Суть этого метода заключается в том, чтобы держать ребенка под контролем, используя негативные переживания, которые несет с собой наказание. Я порицаю не библейское использование розги, а импульсивную реакцию разгневанных родителей.

Домашний арест и лишение ребенка его любимых вещей – вот наиболее распространенная форма наказания. Дети лишаются возможности кататься на велосипеде, звонить друзьям по телефону, выходить на улицу, смотреть телевизор, общаться с другими детьми и даже с другими членами семьи. Я знаю одного десятилетнего мальчика, которого родители заперли в комнате на несколько недель. Он мог покидать свою комнату только для того, чтобы пойти обедать, выйти в туалет или идти в школу.

Проблема здесь заключается в том, что такой вид наказания не устраняет ни одну из причин, вызвавших плохое поведение ребенка, за которое его подвергли домашнему аресту и всякого рода лишениям. Я беседовал с родителями этого мальчика и спросил их, какое положительное воздействие оказывает домашний арест на их ребенка. В ответ они лишь удивленно посмотрели на меня. Видите ли, домашний арест не рассчитан на то, чтобы сделать что-то для ребенка; он предназначен для того, чтобы сделать что-то против него.




Такой способ наказания является не дисциплинирующим, а карательным. Он не помогает по-библейски справиться с проблемами, присутствующими в сердце ребенка, которые отразились в его плохом поведении. Он просто карает его на протяжении определенного периода времени. Мой юный друг ничего не познает из того, что ему следует познать. Он лишь учится справляться с лишениями и одиночеством домашнего ареста, однако это никак не касается пороков и изъянов его характера. Он не учится познавать лживость и испорченность своего сердца. Он не научается путям Божиим. Такой метод воспитания не приводит его ко Христу, Который даже десятилетнему мальчику готов дать способность познать, как можно служить Богу.

Я часто недоумеваю по поводу того, почему домашний арест пользуется такой широкой популярностью. Видимо, так происходит потому, что данный способ наказания весьма легок. Он не требует никаких дальнейших действий. Он не требует никаких последующих обсуждений и дискуссий. Он не принимает во внимание того, что происходит в сердце ребенка. Он не побуждает родителей терпеливо упрашивать и наставлять своих детей.

Домашний арест – это быстрое, болезненное и весьма простое наказание: «Ты не должен выходить из дома месяц. Иди в свою комнату!»



Возможно, родители просто не знают ничего более конструктивного, что они могли бы предпринять. Они чувствуют себя расстроенными. Они понимают, что что-то не так с их ребенком, но не знают, как добраться до сути проблемы. Они чувствуют, что должны отреагировать каким-то образом.

Ясно одно: домашний арест не касается сердца ребенка в соответствии с учением Библии. В его сердце совершается работа, однако это совсем не та работа, которая должна совершаться. Ребенок учится справляться с лишениями и неудобствами, вызванными вынужденным пребыванием дома, однако он, возможно, никогда не научится тому, чему хотят научить его благочестивые родители. Мой десятилетний друг по-философски относится к такому виду наказания. «Мне не так уж и плохо, - сказал он мне однажды, - я могу играть и смотреть телевизор в своей комнате. Если я держу себя в руках и не обращаю внимания на ограничения в свободе, то все не так уж и плохо». Он научился жить под домашним арестом.







Сейчас читают про: