В чем сущность самой главной и основной нужды ребенка? Если дети рождаются морально и нравственно нейтральными, то они нуждаются не в наказании и исправлении, а в руководстве. Они нуждаются не в дисциплинировании, а в наставлении.
Конечно же, дети нуждаются в наставлении и руководстве. Но является ли недостаток информации их главной проблемой? Исчезнут ли вдруг все проблемы, как только они смогут чему-то научиться? Конечно, нет!
Дети не рождаются морально и нравственно нейтральными. Библия говорит нам, что «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9). Проблема ребенка не заключается в недостатке информации. Его проблема в том, что он грешник. В сердце самого хорошенького младенца сокрыт грех, который, если позволить ему расцвести и принести плод, может привести к вечной погибели.
Розга применяется именно в таком контексте. Она затрагивает нужды внутри самого ребенка. Эти нужды не могут быть удовлетворены при помощи простой беседы. В Книге Притчей 22:15 написано: «Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него». Бог говорит, что в сердце ребенка (юноши) что-то не так. Глупость, или безрассудство, гнездится в его сердце. Эта глупость должна быть удалена, потому что она ставит ребенка в очень опасное положение.
|
|
Повсюду в Книге Притчей глупость используется для описания человека, у которого нет страха перед Богом. Глупец – это тот, кто не слушает обличения. Глупец – это тот, кто не подчиняется власти и авторитету. Глупец – это тот, кто насмехается над путями Божьими. У такого человека нет мудрости (страха Божия).
Глупый человек руководствуется в своей жизни лишь своими желаниями и страхами. Это как раз то, что вы очень часто наблюдаете в жизни своих маленьких детей. Наиболее часто употребляемая фраза, которую можно услышать из уст трехлетнего ребенка, это «я хочу…» или «я не хочу…» Глупец живет сиюминутными желаниями, похотями, ожиданиями, надеждами и страхами.
Здесь встает вопрос власти и авторитета. Будет ли ребенок подчиняться Богу и, следовательно, своим родителям, или он будет сам себе голова и будет руководствоваться своими желаниями и страстями?
Таково природное состояние ваших детей. Оно может быть искусно скрыто под копной взъерошенных волос. Вы можете не замечать его в кривой улыбке младенца. В своем природном состоянии ваши дети обладают сердцами, которые преисполнены глупостью. Поэтому они противятся исправлению и коррекции их поведения. Они выражают свой протест по поводу ваших попыток руководить ими. Понаблюдайте за ребенком, который не дает своей маме одеть ему шапку перед выходом на улицу в зимний день. Даже этот младенец, который не может ясно выражать свои мысли или даже отчетливо понимать, что он делает, проявляет нежелание быть руководимым извне. Эта глупость привязалась к его сердцу. Если позволить ей пустить корни и расти на протяжении четырнадцати или пятнадцати лет, то она произведет на свет непослушного, недисциплинированного подростка, который никому не будет подчиняться.
|
|
Бог определил розгу, или физическое наказание, быть средством исправления такого пагубного состояния. Физическое наказание, осуществляемое в правильной манере (которая описана в главе 15), соответствующей учению Библии, изгоняет глупость из сердца ребенка. Непосредственное и весьма ощутимое физическое наказание делает противного, непослушного ребенка очень ласковым и милым. Я наблюдал действие этого принципа бесчисленное количество раз. Маленькому ребенку, отказывающемуся подчиняться власти и авторитету, угрожает большая опасность.
Розга предназначена как раз для такого экстремального случая. «Ты накажешь его (ребенка) розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Пр. 23:14). Душам ваших детей угрожает смерть, духовная смерть. Ваша задача состоит в том, чтобы спасти их от смерти. Правильное и своевременное применение розги является средством избавления.
Это определяет функцию розги в воспитании детей. Розга не должна быть средством излияния родительского гнева, на маленького, беззащитного ребенка. Она должна применяться верными родителями, которые осознают, в каком опасном положении находится их ребенок, и применяют установленное Богом средство. Речь здесь идет не о настойчивости родителей, которые во что бы то ни стало пытаются добиться послушания от своих детей, а о том, что детей надо спасать от смерти – смерти, которая является результатом сердечного бунта, остающегося без наказания.