double arrow

Структура мировоззрения


Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашеноэмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы иценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Итак, традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собойкомпоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.




Структуру мировоззрения составляют следующие компоненты:

Познавательный. Основу мировоззрения человека составляет накапливаемая им в процессе жизни совокупность знаний о мире и природе.

Эмоционально-волевой.Знания, ценности и нормы будут отражаться в практических поступках и действиях человека только тогда, когда превратятся в личные взгляды, убеждения, верования. У человека должна выработаться определенная психологическая установка на готовность действовать.

Ценностно-нормативный. В каждом обществе существуют определённые ценности, формируются социальные нормы (религиозные, моральные, правовые), регулирующие поведение, как всего общества, так и отдельно взятого человека. Взаимодействуя с другими людьми, оценивая отношение к миру и к самому себе, человек формирует для себя определённую систему ценностей.

Практический. Мировоззрение – не просто обобщение знаний, ценностей и убеждений, но и реальная готовность человека к применению их на практике в конкретных ситуациях. Иначе мировоззрение носило бы абстрактный характер.







Сейчас читают про: