Крымск: людям нужна помощь, Указ Президента РФ не исполняется

Ситуация в связи с наводнением в Краснодарском крае, обернувшемся трагедией освещалась и освещается прессой, поэтому на вводных цифрах останавливаться не буду. Актуальность проблемы выражается не количеством статей, которые написаны в связи с проблемой, она выражается фактами: люди погибли, люди лишились близких, лишились крова, имущества. В то же время, чтобы убедится во внимательном отношении к проблемам жителей затопленных территорий и оперативном управлении действиями должностных лиц со стороны руководства страны, достаточно ознакомится с новостной лентой «Российской газеты» (http://www.rg.ru/sujet/4660/index.html).

Проблемы, вопреки позиции Президента РФ Владимира Путина остаются. Анализ этих проблем, в том числе, сделан в Докладе Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан «Об итогах общественного мониторинга оказания помощи пострадавшим в результате наводнения в Крымском районе Краснодарского края» (http://www.oprf.ru/about/structure/structurenews/newsitem/19845).

Проблем сформулировано много, все их необходимо решать, по некоторым проблемам существуют механизмы оперативного решения.

В Докладе указывается: «Одна из самых острых проблем связана с оказанием помощи иностранным гражданам, пострадавшим от стихии, которые проживают или имеют собственность в зоне подтопления. Указ Президента №1015 от 17.07.2012 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия – наводнения в Краснодарском крае» применяется только к гражданам Российской Федерации. Однако, в формулировке Указа речь идет обо всех пострадавших в результате наводнения – вне зависимости от гражданства. В данном случае имеет место правовая коллизия между Указом Президента №1015 и Федеральным законом №68-ФЗ от 21.12.1994 (ред. от 19.05.2010) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», где в ст. 18 п.1 сказано, что «граждане Российской Федерации имеют право: … на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций». То есть круг лиц, имеющих право претендовать на помощь государства, ограничен лицами, имеющими гражданство Российской Федерации. По мнению членов и экспертов Общественной палаты, ущемление прав граждан других государств, постоянно проживающих на территории, подвергшейся стихийному бедствию, несправедливо. Этот вопрос нуждается в законодательном решении».

В соответствии с положениями ст. 2 ГК РФ, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав регулирует гражданское законодательство. При этом Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом, ст. 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, ст. 15 ГК РФ гарантирует право лица, право которого нарушено, требовать полного возмещения ему убытков, а с. 16 ГК РФ закрепляет: «Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

27 ноября на официальном сайте Следственного комитета РФ опубликовано сообщение: «Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Южному федеральному округу предъявлено обвинение в окончательной редакции бывшему главе муниципального образования Крымский район Василию Крутько, главе Крымского городского поселения Владимиру Улановскому, бывшему главе Нижнебаканского сельского поселения МО Крымский район Ирине Рябченко, и.о. руководителя МКУ «Управление по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты муниципального образования Крымский район» Виктору Жданову. Крутько, Улановский и Рябченко обвиняются в служебном подлоге (ч.2 ст.292 УК РФ) и халатности (ч.3 ст.293 УК РФ), Жданов – в халатности и покушении на мошенничество (ч. 3 ст. 293, ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ).

По версии следствия, Крутько, Улановский, Рябченко и Жданов, зная о возможном возникновении чрезвычайной ситуации на территории Крымского района Краснодарского края, не обеспечили необходимый порядок оповещения населения об опасности возникновения чрезвычайной ситуации и его эвакуацию в безопасные районы. Также обвиняемые не предприняли мер, связанных с предупреждением и уменьшением возможного ущерба в результате чрезвычайной ситуации. Это привело к гибели 153 человек, безвестному исчезновению двух граждан и причинению тяжкого вреда здоровью пяти местным жителей в ходе стихийного бедствия 6-7 июля 2012 года.

Кроме того, Крутько, Улановский и Рябченко дали указания подчиненным сотрудникам подготовить и составить официальные документы, содержащие недостоверные сведения о своих якобы своевременных действиях в этой ситуации. В частности, в документах был зафиксирован сам факт заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и противопожарной безопасности, в которую они входили, введение режима «Чрезвычайной ситуации» с постановкой соответствующих задач, проведения оповещения и спасения населения. Зарегистрированы документы были "задним" числом - 6 июля 2012 года» (http://www.sledcom.ru/actual/177611/?sphrase_id=179315).

В случае вступления в силу обвинительного приговора по указанному уголовному делу, все лица (как физические, независимо от гражданства, так и юридические), которым в результате бездействия должностных лиц, обязанных обеспечивать безопасное состояние территории, причинены убытки, могут потребовать их полного возмещения в соответствии с указанными выше положениями ст. 12, 15, 16 ГК РФ.

Справедливо ли потерпевших от трагедии оставлять один на один с необходимостью обращения в суд, прохождения судебных инстанций, ожидания исполнения судебного решения? Ответ на этот вопрос, по сути, дал Президент РФ Владимир Путин, подписав Указ от 17 июля 2012 г. № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае». При этом в Указе четко сформулирована позиция Президента РФ: помочь каждому пострадавшему (п. 2 Указа).

Вопреки позиции руководства страны, на местах действую совершенно по-иному.

Вот выдержка из официального ответа пострадавшим от наводнения: «Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 июля 2012 года № 816 «Об оказании помощи гражданам, пострадавшим и членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года и о внесении изменения в постановление главы администрации Краснодарского края от 31 марта 2005 года № 273 «О финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в крае за счёт средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов» предусмотрено оказание единовременной материальной помощи в размере 10,0 тыс. руб. и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 150,0 тыс. руб. на каждого пострадавшего.

Выплата производится гражданам Российской Федерации, местом жительства которых по состоянию на 6,7 июля 2012 года являлись жилые помещения, повреждённые в результате чрезвычайной ситуации. Факт проживания подтверждается регистрацией по месту жительства либо устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с названным законом постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 июля 2012 года № 816 утвержден Порядок оказания помощи гражданам, пострадавшим, и членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года, которым правовые основания для включения иностранных граждан в списки на получение единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости не предусмотрены». Подписано начальником отдела адресного предоставления льгот и субсидий Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края.

Таким образом, на местах поручение Президента РФ - помочь каждому не выполняется.

Кто эти иностранные граждане, лица без гражданства? В большинстве своем – лица, приехавшие в Россию в начале 90-х при крушении советского союза и не получившие гражданства до сих пор. Это наши соотечественники. Они живут и работают в Краснодарском крае много лет. Этим людям ответственные должностные лица сегодня помочь не готовы.

А существует ли правовая проблема помощи указанным лицам как таковая?

Федеральный законом № 68-ФЗ от 21.12.1994 (ред. от 19.05.2010) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», гарантируя права граждан Российской Федерации, не лишает иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (равно как любых других лиц) права претендовать на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций – в законе не сформулирован запрет. Правовая основа для защиты прав иностранных граждан сформулирована в нормах Гражданского кодекса РФ (тех самых положениях ст. 2, 12, 15, 16, о которых сказано выше) и Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 12.11.2012, с изм. от 03.12.2012) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Однако удручающая правоприменительная практика и практика принятия нормативных актов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления пошли по пути ограниченного толкования указанного положения - возмещение ущерба производится только гражданам Российской Федерации, что противоречит Указу Президента РФ и гражданскому законодательству Российской Федерации.

Здесь возможно пойти по пути внесения поправок в Федеральный закон №68-ФЗ от 21.12.1994 (ред. от 19.05.2010) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - указать после слов «граждане Российской Федерации» остальные категории лиц, нуждающихся в помощи.

Второй вариант - формирование практики применения в регионе Указа Президента РФ путем разъяснения ключевого обстоятельства - закрепляя права и обязанности российских граждан, федеральное законодательство не ограничивает права иностранных граждан, в связи с чем не могут права иностранных граждан ограничивать ни нормативные акты субъекта Российской Федерации, ни органов местного самоуправления. Не может этого делать и правоприменительная практика.

Существенную помощь жителям Крымска оказала бы позиция органов прокуратуры по данному вопросу - для этого существует целый ряд предусмотренных как законом о прокуратуре, так и Гражданским процессуальным кодексом РФ возможностей (речь идет как о надзорной практике прокуратуры, так и о возможности обращения в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, с заявлением о признании нормативных актов недействующими полностью либо в части, с заявлением об оспаривании решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих).

В настоящий момент, проблема остается нерешенной, несмотря на достаточное количество существующих инструментов ее правового решения. Кто сможет побудить ответственных должностных лиц позаботиться о людях, как того требует Указ Президента РФ?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: