Основные стадии избирательной кампании

Мероприятия государства по организации и проведению выборов называются избирательной кампанией. Она делится на несколько этапов: 1) подготовительный, включающий организационные мероприятия, позволяющие провести выборы; 2) выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией; 3) агитационно-пропагандистский; 4) голосование и подведение итогов выборов. Строго говоря, лишь последние три этапа характеризуют непосредственно саму избирательную кампанию. Однако подготовительный этап также оказывает важное влияние на все ее стадии.

На подготовительном этапе формируется избирательная комиссия. Избирательные комиссии могут оказывать большое влияние на протекание и характер выборов, в том числе служить инструментом их фальсификации. Помимо избирательных комиссий важные функции по организации выборов выполняют местные органы власти, оказывающие им разностороннюю практическую помощь,

После проведения подготовительных мероприятий и официального назначения сроков выборов начинается избирательная кампания. Сам этот термин применяется как по отношению ко всему государству, так и к отдельным кандидатам или партиям. В первом случае избирательная кампания представляет собой комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве, во втором - она трактуется как система мероприятий, направленных на успех конкретного кандидата или партии.

Избирательная кампания начинается с выдвижения кандидатов или партий, чаще всего путем сбора подписей в их поддержку. Число подписей, необходимых для регистрации кандидата, зависит от уровня выборов, а также от особенностей избирательного закона страны. В одних государствах требуется миллион и более подписей, в других же, например, в Англии, для формальной регистрации в качестве кандидата достаточно подать личное заявление, подписанное несколькими избирателями. Для обеспечения демократизма выборов процедура выдвижения кандидатов не должна быть чрезмерно сложной и дорогой и в то же время ограждать избирательную комиссию от претендентов, не пользующихся значительной общественной поддержкой. Слишком большое количество претендентов и депутатов может затруднять проведение выборов, дезориентировать избирателей и требует больших финансовых затрат со стороны государства.

Выдвижение кандидатов завершается их регистрацией, после чего начинается агитационная (предвыборная) кампания. На этой стадии наблюдается максимальная активность конкурирующих партий и кандидатов, когда они используют все возможности убеждать избирателей в преимуществах своих программ. Для ведения избирательной кампании создается специальный штаб, который координирует работу команды, состоящей из доверенных лиц, групп поддержки кандидата, социально-политического обеспечения, куда входят профессиональные политологи, социологи, психологи, юристы, имиджмейкеры, активисты-добровольцы и агитаторы, спонсоры кампании.

В ходе предвыборной агитации избиратели знакомятся с личностями кандидатов, их программами, оценивают личные способности и достоинства кандидатов, их готовность выполнять властные функции.

Главное условие демократического характера агитационной кампании - примерное равенство или хотя бы справедливое распределение ее ресурсов среди всех основных конкурентов. С этой целью практикуется государственное финансирование, ограничение частных взносов, запрет поступлений со стороны корпораций и иностранных граждан; обеспечение приблизительно равного доступа к СМИ, особенно электронным; строгий запрет использовать государственные средства для получения преимуществ на выборах. Тем не менее нередко преимущество оказывается на стороне тех, кто богат или имеет возможность использовать административный ресурс.

Агитационная кампания завершается за одни или несколько суток до голосования, чтобы дать избирателям возможность самостоятельно обдумать свой выбор. Голосование осуществляется в день выборов, который является кульминационным событием всей избирательной кампании, чаще всего с помощью избирательных бюллетеней на избирательных участках.

В некоторых странах (Австрия, Бельгия) голосование рассматривается не только как право, но и как обязанность граждан и является обязательным. За неучастие в выборах предусматриваются денежные штрафы, общественное порицание или другие наказания. В большинстве государств голосование - добровольное дело. Однако часть избирателей уклоняется от участия в голосовании. Такое поведение называется абсентеизмом.

Сразу же после завершения голосования избирательная комиссия или другой специальный избирательный орган начинает подсчет голосов. Между этими двумя процедурами не должно быть перерыва, чтобы избежать различного рода фальсификаций

Выборы признаются недействительными, если при их проведении были допущены нарушения закона, не позволяющие достоверно определить волеизъявление избирателей. Выборы признаются несостоявшимися, когда в них приняло участие менее установленного законом числа избирателей. В таких случаях назначаются новые выборы.

После подведения итогов избирательные комиссии регистрируют избранных депутатов, выдают им удостоверения и доводят эти данные до сведения общественности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: