Избирательная кампания и избирательные технологии

Избирательная кампания – совокупность мероприятий в рамках избирательного процесса, предпринимаемых кандидатами или политическими партиями для достижения предвыборных целей.

Избирательные технологии – это совокупность средств, методов и приемов организации и проведения конкретной избирательной компании.

Избирательные технологии опираются на следующие ресурсы:

1) финансовые – денежные средства, которыми располагает кандидат и которые он может привлечь к своей предвыборной кампании.

2) интеллектуальные ресурсы – это высококвалифицированные специалисты, привлеченные к организации проведению избирательной кампании;

3) организаторские ресурсы – это возможность кандидата мобилизовать необходимое количество активистов, волонтеров для работы с избирателями; работа предвыборного штаба;

4) информационные – возможность прямого или скрытого контроля над СМИ;

5) материально технические;

6) временные.

Этапы избирательной кампании:

1) предварительный (этап принятия решения, анализ ресурсов, возможностей, оценка сил);

2) подготовительный (формирование штаба избирательной комиссии, сегментирование электората избирательного округа, изучение ОМ, СМИ, прошлые выборы, готовится предвыборная кампания);

3) этап выдвижения и регламентации (подготовка документов в избирательной комиссии, создание избирательного фонда, регистрация кандидатов);

4) агитационный этап;

5) этап голосования и подведение итогов (контроль работы, наблюдение на участках, контроль явки избирателей, контроль за нарушениями, подведение итогов, подсчёт голосов).

Стратегия избирательной кампании – это комплекс мероприятий по привлечению внимания избирателей и убеждению их голосовать за нужную кандидатуру.

Тактика – деятельность избирательного штаба (аналитическая работа, идеологическая, юридическая, матер.-техн., работа с избирателями, агитационно-рекламная, организационная, финансовая, сбор подписей, обеспеч. безопасности).

Виды стратегии:

1) стратегия расширения электоральных сегментов (КПРФ и молодежь);

2) стратегия развития (Используется при модернизации программы, репозиционирование политика. Проводится уже завоеванных сегментах и основывается на научно исследовательской работе по усовершенствованию внутренних и внешних составляющих образа, платформы);

3) стратегия завоевания новых социальных групп (заключается в распространении существующего образа на новые сегменты электората);

4) стратегия диверсификации (поиск новых путей завоевания электората);

5) стратегия рывка (используется в кампании для продвижения кандидата, малоизвестного избирателям в начале кампании. Суть стратегии заключается в том, чтобы сделать «рывок» на ранней стадии кампании за несколько месяцев до выборов. За неделю до окончания кампании делается новый большой «рывок». Главная цель такого «рывка» заключается в достижении узнаваемости кандидата и позиционировании его как достойного претендента на избираемую должность);

6) стратегия быстрого финала (количество рекламного времени резко возрастает в последнюю неделю кампании. Смысл этой стратегии заключается в том, что некоторые кандидаты начинают свои избирательные кампании ровно, размеренно и медленно с целью увеличить темп на последнем этапе, надеясь победить на финише);

7) крейсерская стратегия (кампания будет проводиться плавно, ровно, в одном темпе, в течение всего времени. Кандидат постоянно находится на виду.);

8) стратегия 3х волн (проведение трех волн распространения агитационных материалов).

Типы политического позиционирования:

1) по ключевой особенности, про преимуществу кандидата, предпочтительному ЦА;

2) позиционирование «против категории» (для политической кампании «против системы», т.е. противопоставление всей политической элите. Способ эффективен, когда кандидат неизвестен);

3) позиционирование против конкретных конкурентов;

4) позиционирование против ассоциации (эмоциональное восприятие);

5) позиционирование по проблеме.

Технологии формирования политического имиджа:

1) формирование имиджа неизвестного кандидата;

2) репозиционирование имиджа,

3) «снижение» имиджа конкурента (партизанская атака- анонимно или косвенно, фронтальная атака),

4) мероприятия противодействующие возможной кампании по дискредитации со стороны конкурента.

Среди “грязных” избирательных технологий выделим наиболее известные практические приемы.

1. “ Регистрация двойников”. Этот прием впервые в России был применен в 1998 году в Санкт-Петербурге. В округах, по которым баллотируются известные, имеющие реальные шансы кандидаты, регистрируются их однофамильцы. Ожидается, что часть избирателей запутается в бюллетенях и поставит отметку не около фамилии основного кандидата, а возле его двойника.

2. “Регистрация подставных кандидатов”. Подбирается и регистрируется кандидат, отвечающий электоральным ожиданиям предполагаемых сторонников основного конкурента. Предполагается, что у каждого кандидата есть сторонники (они будут голосовать за кандидата в любом случае) и колеблющиеся (они скорее голосуют не за этого кандидата, а за его соответствие некоему идеальному образу, либо против его основного соперника). Предложив этой части избирателей новую фигуру, есть шанс “оттянуть” голоса у основного соперника.

3. “Регистрация большого количества кандидатов на одно место ”. Этот прием активно применяется на местных выборах. Как правило, выборы этого уровня не привлекают ярких политических фигур. Все кандидаты, до определенной степени, выглядят одинаково перспективными или одинаково неперспективными. Предполагается, что часть избирателей, столкнувшись с необходимостью выбора из 10-15 незнакомых кандидатов, не будет утруждать себя изучением всех биографий. Возрастает вероятность прохождения непопулярных кандидатов. Значительно проще будет проголосовать “против всех”.

Голоса тех избирателей, которые попытаются сделать выбор, распределятся между кандидатами так, что ни один из кандидатов не наберет количество голосов, превышающее протестное голосование. Этот прием повторяется до тех пор, пока избирательная комиссия не примет решение, что выборы состоятся при любой явке.

4. “Использование административного ресурса”. В случае, когда один из кандидатов уже занимает какую-либо руководящую должность, им зачастую используется административный ресурс. Не покидая на время избирательной кампании своего кресла, кандидат занимается текущей работой. Это создает дополнительные возможности для повышения его популярности. Прием “использование административного ресурса” предполагает реализацию возможностей, которые дает руководящая должность, для затруднения деятельности конкурентов. При этом могут использоваться различные приемы:

· Из аппарата кандидата поступает распоряжение руководителям предприятий не предоставлять помещения для выборных штабов конкурентов.

· На территории, подведомственной кандидату, расположены воинские части и промышленные предприятия. Пользуясь налаженными связями, кандидат договаривается с командирами воинских частей и руководителями предприятий об оказании помощи. Например, на промышленных предприятиях поступают просто: по окончании смены рабочих везут просто на избирательные участки.

· Реализуются административные возможности заинтересованных в кандидате вышестоящих руководителей.

Избирательные технологии - сов-ть средств, способов, приемов организации и поведения избирательных кампаний, направленных на достижение предвыб целей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: