1. Классический (ортодоксальный) психоанализ З. Фрейда
2. Современный гуманистический психоанализ:
- школа объектных отношений (М. Кляйн);
- подход О. Кернберга;
- теория лечения нарциссических расстройств Х. Кохута.
3. Адлерианская модель консультирования (индивидуальная психология А. Адлера)
4. КПО – кататимное переживание образов (символдрама) Лейнера
(2008г. – кататимная психодинамическая образная терапия)
Общее:
- фокус внимания консультанта сосредоточен на бессознательной динамике клиента;
- в основе понимания психологической проблемы лежит понятие «внутреннего конфликта» как причина проблемы;
- главный механизм изменения проблемы – механизм осознания.
Классический психоанализ З. Фрейда
Цель психоаналитического консультирования –
- помощь в осознании неосознаваемых защитных механизмов, мотивов, внутренних влечений, принятие их и интерпретация;
- разрешение невротического конфликта (конфликт между Ид и Сверх-Я);
- укрепление Я(Эго) клиента за счет формирования зрелых защитных механизмов.
|
|
Позиция психолога – это роль «белого экрана», на который проецируется внутренний конфликт клиента. Психолог беспристрастен, эмоционально холоден.
Правило абстиненции – все отношения за рамками псих. кабинета запрещены!
Личностные качества психоаналитика:
- хороший контроль над своими эмоциональными и невербальными проявлениями;
- личностная закрытость;
- умение держать дистанцию;
- способность выдержать негативный перенос;
- способность к рефлексии;
- способность к интерпретации.
Профессиональные требования: собственный личный анализ с психоаналитиком (осознание своих фиксированных личных проблем с тем, чтобы не переносить их на клиента).
Требования и ожидания от клиента:
- принятие концепции психоанализа;
- готовность к длительному и частому периоду совместной работы с аналитиком (1-2раза в неделю; в течение минимум полугода);
- клиент должен быть готов к заключению контракта, в котором обязуется не совершать в течение психоанализа никаких важных решений, перемен в личной жизни;
- возраст лиц для продуктивной работы в рамках психоанализа – 15 – 55(60) лет;
- чем выше субъективный уровень страдания и мотивация избавления от него, тем выше результативность;
- клиент должен быть способен переносить подстройку психоаналитика «сверху» (а клиент «снизу»).
Классический психоанализ З. Фрейда