double arrow

Модель развития «Я» и объектных отношений Мелани Кляйн


Развитие «Я» – это постоянный процесс проекции и интроекции (проективной идентификации и интроекции).

Первоначально ребенок взаимодействует с матерью (с материнской фигурой, с грудью), на первых порах безлично и для него на этой фазе важна функциональная доступность.

Главные функции первого значимого объекта:

- удовлетворение (напитывание) оральной потребности (без длительных фрустраций);

- формирование базового доверия.

На этой фазе у ребенка формируется представление о «хорошем» и «плохом» объекте.

«Хороший» объект – то, что доставляет удовольствие и вызывает доверие. Ребенок склонен интроецировать «хороший» объект. Психологически формируется внутреннее самоощущение себя как хорошего (в дальнейшем устойчивая самость).

«Плохой» объект – то, что фрустрирует, причиняет боль, недоступен. Ребенок склонен проецировать «плохой» объект вовне, т.к. неспроецированные агрессивные чувства грозят саморазрушением.

Т.О. Кляйн М. механизмы проекции и интроекции относит к примитивным архаическим механизмам защиты, вслед за ними складывается третий механизм – расщепление внутреннего объекта на «плохой» и «хороший», по отношению к которому ребенок испытывает то любовь, то ненависть.




Базовый интропсихический конфликт сосредоточен вокруг борьбы оберегающе-любовных и разрушительно-ненавистных влечений по отношению к матери (эти процессы запускаются бессознательно).

На оральной стадии М. Кляйн выделяет две фазы с соответствующими позициями ребенка:

1. Параноидно-шизоидная (0-3(4) мес.) – тотальное расщепление на «плохой» и «хороший» объект и ситуация фрустрации, что сопровождается потерей чувства безопасности и страхом преследования.

В случае фиксации на этой незрелой, инфантильной позиции у взрослого клиента ведущими механизмами защиты будут механизмы расщепления, проекции и интроекции; нарушение чувства прощения.

2. Депрессивная (с 4(6) мес.) – расщепление меняется амбивалентностью, т.е. способностью удерживать вместе плохие и хорошие чувства по отношению к одному объекту.

Образ внутреннего объекта интегрируется, образ матери становится constanta и возникает чувство вины; возрастает доверие, постоянство в отношениях, самоощущение и самоидентичность становятся более стабильными.

Доминирующий страх, тревога – страх потери объекта любви.

Принятие внутреннего объекта и с хорошими, и с плохими проявлениями, и такое же принятие проявлений и чувств в себе.

Концепция сепарации – индивидуации







Сейчас читают про: