Отношения в диаде «мать – дитя» Малер М. рассматривает как динамическое единство двух противоположных стремлений: стремление к привязанности (близости) к матери и стремление к сепарации (отделению) от нее.
Сепарация понимается не как внешний разрыв отношений, а как развитие внутреннего чувства возможности полноценного псих. функционирования независимо от объекта.
Индивидуация – это внутренние усилия ребенка по построению собственной уникальной идентичности и восприятию своих индивидуальных характеристик.
Малер М. выделяет три фазы развития:
1. Нормальный аутизм (0-1 мес.) – это недифференцированная стадия, «Я» и «не Я» не различаются. Задача матери – быть доступной, максимально терпимой, спокойной, эмпатичной и constanta.
На этой фазе начинает формироваться привязанность.
2. Нормальный симбиоз (до 6(7) мес.) – преобъектная фаза (целостного образа матери не существует), начинается первичная дифференциация «Я» – «не Я», формируется первичный образ тела у младенца. Это будет залогом формирования стабильной идентичности.
|
|
3. Сепарация – индивидуация (до 2,5(3) лет):
1. Подфаза дифференциации (6-10 мес.). Окончательно выделяется «Я», образ матери воспринимается целостно.
2. Подфаза практикования (10(11)мес. – 1,5года). Важна самостоятельность (свободное перемещение, манипуляции).
3. Подфаза сближения – рапрошман, воссоединение. (1,5 – 2,5 года). Задача матери – быть максимально терпимой и с любовью реагировать на любые проявления ребенка.
4. Подфаза либинальной константности объекта. Характеризуется стабильным позитивным образом себя и матери, в из раздельности, не слитности друг с другом. Фаза интеграции противоположных проявлений себя и объекта.
Психология нарциссизма (теория дефицита, self-психология)