(6562—6586)
Юдхиштхира сказал:
1. Богатые и неимущие (и те и другие) каждый по-своему существует.
Какое счастье — несчастье приходит к ним и каким образом, прадед?
Бхишма сказал:
2. И об этом такую древнюю быль повествуют:
О песне умиротворенья, спетой (уже) здесь освободившимся Шампакой;
3. Сказывал мне когда-то один брамин, отрешенности достигший,
Мучимый плохой женой, голодом и плохой одеждой.
4. Возникшего здесь, в мире, и отягощенного человека
С самого рождения различные горести и радости постигают.
5. Что бы из двух его ни вело по дороге,
Пусть не ликует он в счастье, пусть не унывает, постигнутый горем.
6. Но ты не достиг блага, даже собой владея,
Хотя ты, невожделеющий Атман, однако носишь иго.
7. (Лишь) странствуя неимущим, ты насладишься счастьем.
Счастливо ложится и поднимается неимущий;
8. Свобода от собственности — счастье в мире, безболезненная,
благоприятная, благая,
Свободная от врагов дорога; ее и труднодостижимой и
легкодостижимой считают.
9. Осматривая три мира, я равного не вижу
Неимущему, чистому, защищенному отовсюду.
10. Свободу от собственности и власть (богатства) на весах я взвесил;
Перевесила бедность: качествами она власть (богатства) превосходит.
11. Между свободой от собственности и владычеством велико различье.
Постоянно встревожен богатый, как попавший в пасть смерти;
12. Ни домашнего очага, ни обеспеченности, ни смерти, ни разбоя
Не существует для освободившего себя отказом от богатства и желаний;
13. Ведь его, всегда ходящего по воле, не застилающего ложа,
Руку (подкладывающего взамен) изголовья, умиротворенного,
небожители восхваляют.
14. Богатый, обуянный гневом,. жадностью, теряет рассудок,
Косит глаза, с пересохшим ртом злобно кривит брови,
15. В гневе кусает губы, выкрикивает угрозы;
Кто же ему помогать пожелает, хотя бы, попав в беду\, он сулил (всю) землю?
16. Непредусмотрительного заморочивает ожидание сожительства с удачей,
Как ветер осенние облака, оно сознание уносит.
17. Затем его вяжет опьянение красотой, опьянение богатством:
«Я родовит, я чист, я особенный человек» \,—так (он мыслит).
18. По этим трем причинам опьяняется его сознанье;
Пристращенный к усладам, он растрачивает отцовское именье,
19. И, промотав, он считает праведным присвоение чужого богатства;
Его, урывающего то там, то здесь, преступившего законность,
20. Цари преследуют, как охотник преследует стрелами зверя.
Вот такие и такие здесь разные беды
21. Настигают человека, да еще и те, что рождаются от касаний тела.
Поняв те крайние беды, следует к нищенству обратиться,
22. Мирские устои обеспеченных и необеспеченных покинув, не отрешась,
нельзя ухватить счастья; не отрешась, запредельного нельзя достигнуть;
23. Неотрешенный не спит безмятежно; ото всего отрешась, будь счастлив.
Вот как в Хастинапуре поучал когда-то
24. Брамин Шампака;. поэтому я отреченье почитаю наивысшим.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» Гласит 176 глава — Песнь Шампаки