(6821—6865)
Бхарадваджа сказал:
1. Те пять основных жидкостей (дхату), что некогда произвел Брама,
Которыми этот мир окутан, как великие сути (махабхуты) известны;
2. Но раз тысячи существ произвел тот премудрый,
То как (всего лишь) пять сутей существуют?
Бхригу сказал:.
3. (Только) для безмерных подходит слово «великий»
(маха) — из их, существа (бхуты) возникли;
4. Ветер — это движенье; акаша — пространство\, жар —
(это) огонь, а вода — текучесть;
Земля — это плотность; из пяти сутей (состоит) тело.
5. Так всё недвижное и подвижное образовано соединением пяти сутей.
Познавательные индрии: слух, запах, вкус, осязание,
зрение\ — соответствуют пяти сутям.
Бхарадваджа сказал:
6. Если недвижное, (как и) подвижное, происходит
от сочетания пяти сутей (бхутов),
То отчего же в теле недвижных (всех) пяти влаг (дхату) не видно?
7. Лишены теплоты, движенья, а только действительно плотны
Деревья: в их теле не досчитываются (всех) пяти дхату.
8. Они не слышат, не видят, не познают ни запаха, ни вкуса.
|
|
Не ощущают прикосновенья; как же они состоят из (всех) пяти дхату?
9. Текучести, огненности, земельности, воздушности лишены деревья
Они не способны измерять пространство, (значит) в них нет пятисутей.
Бхригу сказал:
10. Деревья, будучи плотными, обладают
пространственностью, в этом нет сомненья\;
Их цветы и плоды постоянно,; проявляться (в пространстве) способны.
11. Лист, кора, плод и цветок вянут от зноя;
Увянув, они отпадают: значит, им осязанье присуще.
12. От шума ветра, огня\ и грома лопаются плоды и листья;
А звук воспринимается слухом, значит, (и) слух присущ растениям.
13. Расходятся во все стороны, обвив дерево, лианы,
Но без зрения (не найти) дороги: значит, корненогие видят.
14. С хорошими и дурными запахами, с различной смолою\
Цветут и оздоровляются корненогие: значит, им обоняние присуще.
15. Корнями они пьют воду и от этого, видимо, заболевают,
Но противостоят болезни\: значит, есть вкус у деревьев.
16. Так как лотос ртом насасывает и вверх подаёт воду,
Корнями растенье пьёт: то значит, в нём есть воздух,
17. Срезанное, оно вновь вырастает, принимая счастье—несчастье
(Поэтому) я вижу душу (дживу) в деревьях:
бессознательного не бывает\.
18. Впитанная растением вода переваривается огнём и ветром;
От переработанной пищи происходит рост, маслянистость.
19. В теле всех подвижных есть пять дхату;
Наглядно различимые, они движут тело.
20. Кожа, мясо, кости, слизь, жир — пятый;
Таково это земляное сочетанье здесь в теле.
21. Огонь есть блеск (красоты), гнев, теплота, также око,
Огонь переваривает (пищу); таковы пять огней (тела).
22. Ухо, нос, рот, кишки, сердце — Эти пять сутей\ в теле живых от пространства.
|
|
23. Слизь, желчь, пот, жир, кровь также —
Так всегда пятикратно в теле живых вода пребывает.
24. (Живительная) прана живит живого\, вьяна его укрепляет;
Вниз стремится апана; самана пребывает в сердце.
25. Посредством уданы (человек) возносит (дыхание\) и говорит, распределяя (праны).
Так эти пять ветров здесь воплощенного движут.
26. От земли воплощенный, познаёт свойство запаха, а от воды—вкуса;
Глазом он познаёт образ, (свойство) света и от ветра (познает) касанье.
27. Запах, касание, вкус, образ, звук здесь свойствами (земли) считают;
Из них сначала о свойствах запаха расскажу подробно.
28. Приятный и неприятный запах, медвяный, острый,
Затхлый, вонючий, нежный, раздражающий, чистый —
29. Такие девять видов различных запахов земли следует ведать.
Свет видят глазами; касание познается через ветер.
30. Звук, касание, образ и вкус свойствами (воды) считают.
О знании вкуса скажу; что поведаю об этом — слушай.
31. Многообразным считают вкус знаменитые риши:
Сладкий, солёный, горький, терпкий, жгучий, кислый —
32. Таково шестиричное распределение вкуса; водным его считают.
Звук, касание, образ называют тремя свойствами света.
33. Свет\ видит образы; образов насчитывают много:
Короткий, длинный, толстый, четырехугольный, круглый,
34. Светлый, тёмный, красный, золотистый, синий, жёлтый,
Острый, гладкий, упругий, скользкий, мягкий, жесткий —
35. Бот шестнадцатиричное распределение множества световых образов;
(так) считают.
У воздуха есть два свойства: звук и касанье\.
36. Воздуха свойство — касанье; насчитывается много касаний:
Горячее, холодное, приятное, неприятное, влажное,чистое (касанье),
37. Затем легкое, тяжёлое, пронзительное, жёсткое, мягкое, сухое.
Вот свойств воздуха названо одиннадцать\ видов,
38. Теперь: одно свойство пространства — звук, так считают.
Этого звука я назову подробно разнообразные свойства:
39. Шадджа, ришабха, гандхара, мадхьяма, дхайвата,
Пангама и, наконец, нишадава; это, следует знать, семь звуков (лада).
40. Так названо семивидное качество, возникающее от акаши;
Владычественное, оно везде пребывает: в литаврах и прочих (музыкальных приладьях).
41. Бубна, барабана, раковины, грома, колесницы —
Какой бы ни слышался звук, живого иль неживого,
42. Областью всех их именуется пространство (акаша);
Вот многообразные причины (там) возникающего звука.
43. О звуке, рожденном в пространстве, сказано, что
(он познается) вместе с качествами ветра
Или когда они недвижимы, а когда противодействуют — не познаётся\.
44. Но (вообще) постоянно подкрепляются сутями (дхату) сути:
Движутся постоянно в телах вода, огонь, воздух;
45. Они — корень тела, и, пребывая там, они проникают в праны.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 184 глава Беседа бхригу и бхарадваджи