(7122—7150)
Бхишма сказал:
1. Ладно, я расскажу тебе, Партха, о четырехвидной дхьяне-йоге;
Это узнав, непреходящего совершенства (уже) здесь достигают великие риши
2. Вырабатывают сосредоточенность размышленья утвердившиеся йогины,
Великие риши, насыщенные знаньем, мудрые, ушедшие в нирвану.
3. Не возвращаются вновь, о, Партха, освободившиеся\ от недуга\ самсары,.
Утвержденные в своем бытии, полностью уничтожившие недуг самсары.
4. Преодолевшие двойственность, без собственности,
свободные, всегда пребывающие в саттве.
На том, что не привязывает, что неопровержимо,
что приводит сердце (манас) к покою,
5. Сосредоточив ум (манас), нужно держать (его)
прикованным к такому размышленью;
Слепив в глыбку\ множество чувств (индрий), должен
сидеть, как пень, молчальник\.
6. Не должен воспринимать он звука ухом, не чувствовать касаний кожей,
Не воспринимать образ глазом, а языком — вкуса.
7. Глубоким размышленьем должен отогнать все запахи знающий йогу;
Того, что возбуждает пятерку (индрий), не должен искать отважный.
|
|
8. Затем, предусмотрительно в манасе задержав пятерку,
Нужно собрать вместе с пятью индриями шаткий манас,
9. Разбрасывающийся, неудержимый, мятущийся, пятивратный.
Мудрый должен сначала направить манас внутрь на путь размышленья\.
10. Собирание в глыбку манаса, индрий —
Это первая ступень размышления, так определяю.
11. Тогда этот его шестой\, сперва (им) в себя заключенный,
Вдруг, возбудясь, замерцает\, как молния из тучи.
12. Как устремленные в разные стороны капли воды стекают с листьев,
Так на пути размышленья бывает текучим и (манас),
13. Удержанный на какой-то миг, станет на путь размышленья
И снова, как ветер, блуждает манас дорогою ветра.
14. Без раздраженья, без себялюбья, устранив страданья, прогнав сонливость,
Пусть снова его укротит размышленьем знаток дхьяна-йоги.
15. Отступленья сперва возникают, исследования, сомненья
У муни, предающегося начальным размышленьям.
16. Но, и мучимый манасом, размышленья продолжать он должен.
Не следует молчальнику приходить к отвращенью, пусть сам создает свое благо.
17. В куче перемешанные пыль, песок и щебень, политые водой, слипаются не сразу;
18. Слегка отсыревшая сухая мука слипается не сразу;
Она слипается полностью медленно и постепенно;
19. Так медленно умиротворяются теснящиеся чувства.
Они сдерживаются постепенно и полностью приходят к покою.
20. Вот как свой манас и пятерку (индрий), Бхарата,
Сперва утвердив на пути размышлений, приводят к покою
21. Никакой человек или бог не поможет\
Счастья достигнуть: кто себя сам обуздал тому оно (достается),
22. Приобщенный этому счастью рад труду размышленья,
Ибо шествуют йогины к безболезненной нирване\.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 195 глава – Об Адхьятмане\.