Глава 195

(7122—7150)

Бхишма сказал:

1. Ладно, я расскажу тебе, Партха, о четырехвидной дхьяне-йоге;

Это узнав, непреходящего совершенства (уже) здесь достигают великие риши

2. Вырабатывают сосредоточенность размышленья утвердившиеся йогины,

Великие риши, насыщенные знаньем, мудрые, ушедшие в нирвану.

3. Не возвращаются вновь, о, Партха, освободившиеся\ от недуга\ самсары,.

Утвержденные в своем бытии, полностью уничтожившие недуг самсары.

4. Преодолевшие двойственность, без собственности,

свободные, всегда пребывающие в саттве.

На том, что не привязывает, что неопровержимо,

что приводит сердце (манас) к покою,

5. Сосредоточив ум (манас), нужно держать (его)

прикованным к такому размышленью;

Слепив в глыбку\ множество чувств (индрий), должен

сидеть, как пень, молчальник\.

6. Не должен воспринимать он звука ухом, не чувствовать касаний кожей,

Не воспринимать образ глазом, а языком — вкуса.

7. Глубоким размышленьем должен отогнать все запахи знающий йогу;

Того, что возбуждает пятерку (индрий), не должен искать отважный.

8. Затем, предусмотрительно в манасе задержав пятерку,

Нужно собрать вместе с пятью индриями шаткий манас,

9. Разбрасывающийся, неудержимый, мятущийся, пятивратный.

Мудрый должен сначала направить манас внутрь на путь размышленья\.

10. Собирание в глыбку манаса, индрий —

Это первая ступень размышления, так определяю.

11. Тогда этот его шестой\, сперва (им) в себя заключенный,

Вдруг, возбудясь, замерцает\, как молния из тучи.

12. Как устремленные в разные стороны капли воды стекают с листьев,

Так на пути размышленья бывает текучим и (манас),

13. Удержанный на какой-то миг, станет на путь размышленья

И снова, как ветер, блуждает манас дорогою ветра.

14. Без раздраженья, без себялюбья, устранив страданья, прогнав сонливость,

Пусть снова его укротит размышленьем знаток дхьяна-йоги.

15. Отступленья сперва возникают, исследования, сомненья

У муни, предающегося начальным размышленьям.

16. Но, и мучимый манасом, размышленья продолжать он должен.

Не следует молчальнику приходить к отвращенью, пусть сам создает свое благо.

17. В куче перемешанные пыль, песок и щебень, политые водой, слипаются не сразу;

18. Слегка отсыревшая сухая мука слипается не сразу;

Она слипается полностью медленно и постепенно;

19. Так медленно умиротворяются теснящиеся чувства.

Они сдерживаются постепенно и полностью приходят к покою.

20. Вот как свой манас и пятерку (индрий), Бхарата,

Сперва утвердив на пути размышлений, приводят к покою

21. Никакой человек или бог не поможет\

Счастья достигнуть: кто себя сам обуздал тому оно (достается),

22. Приобщенный этому счастью рад труду размышленья,

Ибо шествуют йогины к безболезненной нирване\.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 195 глава – Об Адхьятмане\.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: