double arrow

ГЛАВА 210


(7641—7688)

Юдхиштхира сказал:

1. Тятя\, о высшей йоге освобожденья поведай, Бхарата,

Я хочу ее знать досконально, лучший из говорящих!

Бхишма сказал:

2. Об этом такую древнюю быль повествуют:

О беседе ученика и учителя, касающейся Освобожденья.

3. Был некий брамин-учитель\, превосходный риши, море\ света,

поистине рассудительный, махатма, победивший чувства,

4. Очень понятливый, весьма внимательный ученик, ищущий блага,

Припал к его стопам, встал и сказал, сложив руки:

5. «Если моим почитанием доволен владыка,

Да соизволит он разрешить некое великое моё сомненье.

6. Откуда я? Ты откуда? Досконально скажи мне о Том Запредельном.

Как у всех существ одинаково, лучший из дваждырождениых,

7. Происходят закономерно развитие и гибель?

Каково слово Вед? Как всем мирянам объясняют это?\».

8. Познавший владыка, соизволь мне всё изъяснить досконально.

Гуру сказал:

9. Ученик рассудительный, внемли о том сокровенном,

запредельном Брахмо.

О внутреннем атмане, (внемли) тому хорошему, что

есть хорошего во всех науках, Агамах.

10. Сын Васудэвы есть то Запредельное, уста всего, откровение Брамы,

Истина, Знание, Жертва, Стойкость, Самообладание, Честность.




11. Это Вишну, которого знатоки Вед познают как (Высочайшего) Пурушу,

Осуществляющего творение и растворение, как

непроявленное, извечное Брахмо.

12. В потомках Вришни, брамин, выслушай от меня сказанье.

Браминам брамина, кшатриям кшатрия надлежит слушать,*

13. Вайшьяма-вайшьев, а шудрам разумного шудру\.

О величии бога богов, безмерно лучезарного Кришны

14. Внимай — ибо ты достоин — о высочайшем потомке Вришни,

О колесе времени, об отмеченном знаком бытия — небытия, безначальном.

15. Подобно колесу, вращается тройственный мир во

владыке всего, что существует.

Он есть То, неразрушимое, непроявленное, бессмертное, вечное Брахмо.

16. О тигр-человек, его именуют Кешавой, человеком-туром.

Предков, богов, ришей также ракшасов, якшей,

17. Змиев, асуров, людей произвел Высочайший, Непреходящий;

Также писания Вед и вечные законы мира.

18. Совершив растворение природы, он воссоздает её в начале юги;

Как в годовом круге, сменяются признаки разного рода,

19. Показываются то одни, то другие, так и в начале юг состоянья,

И какое только в течение времени появляется знанье,

20. То и возникает, порожденное закономерностью в развитии мира. Исчезающие в конце юги Веды и Преданья великие риши,

21. По благоволению Самосущего, силой подвига получают снова.

Бхагаван — знаток Вед, а Брихаспати — дополнений,

22. Сын Бхригу возвестил государственные законы,

(Музыку), искусство гандхарвов знает Нарада, Бхарадваджа — владение луком,

23. Науку о поведении — Гаргья, врачевание — Кришнатрея;



Многочисленные законы логики (ньяя) разные словесники сообщали.

24. О доказательствах сказано в Агамах, о поведении — в Преданье,

Но того безначального, запредельного Брахмо не знают ни боги, ни риши,

25. Знает его один Нараяна, могучий творец, владыка.

От Нараяны (происходят) сонмы ришей, суров, асуров,

26. Древние раджариши и высшее уменье уничтожать страданья.

Когда от Пуруши основные сути (бхава) родила Пракрити,

27. Тогда связанный причастностью, древле переходящий мир развернулся.

Как от светильника тысячи светильников возникают,

28. Так по своей неисчерпаемости, порождая, не истощается Пракрити.

От непроявленной (природы) порождающая

деятельность буддхи, она основу личности порождает;

29. От основы личности (аханкара) — пространство

(акаша), от пространства — ветер;

От ветра — пламя, от него — вода, вода ж порождает богатую (землю).

30. (Таковы) восемь корней природы, на них преходящий мир основан.

Далее: есть пять познавательных индрий и пять сполнительных индрий.

31. Есть пять предметов (чувств) и шестнадцатый манас\,

один в превращеньях природы\.

Познающие индрий: нос, язык, глаз, кожа, ухо\.

32. Исполнительные индрий: ноги, выделительные и

детородные органы, руки, слово.

Затем есть (качества предметов): звук, касание, образ, вкус, запах.

33. Нужно знать: проникающее их сознание (читта) есть

вездесущий\ разум (манас).

Для познания вкуса — язык\, а речь — для беседы, так говорится.

34. Следовательно\, соединенный со всеми индриями



манас есть все проявленье.

Эти шестнадцать — боги\, распределенные (по своим органам),

так следует ведать.

35. Творца познания\, пребывающего в телах, они почитают.

Вкус соответствует качеству Сомы (влаги), качеству земли — обонянье,

36. Слух — небесного качества, огненного — зренье,

Касание — качество ветра; так всегда, во всех уществах нужно ведать.

37. Манас считается саттвичного свойства, саттва же

рождена непроявленной (природой);

Ее (саттву) должен представлять себе мудрый как душу всех существ,

пребывающую в сутях (бхутах).

38. Эти сути носят весь преходящий мир, подвижный и неподвижный.

Говорят, она\ (саттва) обоснована бесстрастным богом,

превосходящим природу.

39. Девятивратный чистый град эти сути наполняют;

(Туда) проникнув, покоится великий дух\, его поэтому

горожанином (пурушей) именуют.

40. Пребывающий проявленным и непроявленным,

нестареющим, он бессмертен;

Тонкий, он проникает во все существа и гуны; он гун основа.

41. Как светильник в себе есть свет, великий или малый,

Так Пурушу можно знать, как «я» познанья во всех воплощеньях.

42. Подлежащее познанию слухом он делает познанным;

он слышит, он видит;

Это тело есть следствие дел, Он же всех дел вершитель.

43. Огонь, пребывающий в полене, не увидать, и расщепив полено;

Так и Атмана, пребывающего в теле, можно видеть только силой йоги.

44. И как огонь с помощью трения появляется в полене,

Так выявляется йогой Атман, пребывающий в теле.

45. Как с потоками сочетана вода, как лучи (сочетаны) с солнцем,

Как по присущности они следуют друг за другом,

так воплощенного тела сопровождают.

46. Так как погруженный в сон Атман с пятью чувствами вместе,

Тело покинув, уходит, то здесь он познается\.

47. Ранее деятельностью связанный (Атман) в деятельности познается; Деятельностью уводится в иное тело; собственной деятельностью, могучий,

48. Одно тело покинув, принимает иное.

Теперь я поясню другое: как рождается множество

существ зависимо от дел (совершенных прежде).

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 210 глава—Величие духа варшнеи.







Сейчас читают про: