(7742—7763)
Бхишма сказал:
1. О, тур-Бхарата, раджас вызывает заблуждение, а тамас —
Гнев, жадность, грех, спесь; чист (тот, кто) их побеждает.
2. Высшего, запредельного Атмана, негибнущего, непреходящего бога,
Того высочайшего бога Вишну, пребывающего в непроявленном, владыку,
3. Не познают неразумные, запутавшиеся в его майе, утратившие познанье.
По неведению заблуждающиеся люди тогда в гнев впадают.
4. Через гнев люди впадают в заблужденье, вожделенье, жадность,
В гордость, спесь, себялюбие; по себялюбию
(аханкаре) совершают поступки.
5. Через деятельность возникают узы пристрастья,
от пристрастия — неизбывное горе.
От радости, горя, начинаний, поступков — воплощенья
на миг и развоплощенья.
6. От зарождения — пребыванье в утробе, возникновение
из семени и крови,
Увлажнение мочой и калом, (затем) развитие из уплотненной крови.
7. Обуянный жаждой жизни связывается с этими (всеми) и вот затоплен ими.
Тогда он понимает, что женщины продляют ткань самсары.
8. По своей природе — они сути поля; мужчины же — образ познающего поле.
|
|
Поэтому без разбора разумный должен избегать (женщин).
9. Очень коварные, губительной красотой неосмотрительного
они в заблуждение вводят,
Их постоянно чувственный образ утопает в страсти.
10. От них, по своей сути страстных, как семя, рождается потомство;
Червей, вышедших из собственного тела, но неосознаваемых как «я»,
(человеку) нужно покинуть;
11. От себя рожденных, осознаваемых как сыновей, но не как
собственное «я», как червей, надо покинуть\
Из семени и соков от тела рождается потомство
12. Силой природы (свабхава) или силой кармической связи;
на него не взирает мудрый;
Раджас опирается на тамас, и стоит на раджасе саттва.
13. Местопребывание знания — «непроявленная (природа) \,
его признаки — аханкара и буддхи.
Это называется семенем (биджа) воплощённых, и семя это
известно как джива.
14. Деятельностью, связанной со временем, вращается самсара.
Как во сне радуются только манасом, как бы обладая телом,
15. Так зародившимися от ка.рмы качествами воплощенный
наделяется в утробе.
Семенами деятельности к бытию побуждается каждый орган.
16. Так от основы личности воплощенный рождается сознанием,
сопряженным с половым вожделеньем.
Ухо самостановящегося\ рождается вожделением звука.
17. Подобно же глаз — от вожделения образов; от стремления
к запахам — обонянье,
К прикосновению — кожа; ветер водворяется, как прана-апана.
18. Вьяна, удана, самана — пятиричное поддержание (жизни) тела.
С органами, рожденными совместно, возникшими от деятельности,
рождается человек, одетый в тело,
19. Сопутствуемый страданием в начале, в конце, страданием
|
|
в середине — душевным и плотским.
Страдание возникает от (жажды) обладанья и взращивается самомненьем.
20. Отречение все подавляет\; умеющий подавлять, достигает свободы,
А возникновение и растворенье от страстности чувств (зависит).
21. Осмотрительно должен странствовать жаждущий,
поскольку его око — ученье\.
Бесстрастные, воспринимающие чувства не будут тянуться к предметам.
22. Когда же дела уничтожены, воплощенный не вступает в тело снова.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 213 глава—Величие духа Варшнеи.